Дата публикации: 10.01.2021
0
181
Джозеф Байден, когда он вступит в должность, будет самым опытным начинающим президентом почти за 30 лет, но он и его команда унаследуют гражданско-военные отношения, столь же слабые, как и всё в последнее время. Мало того, что им придётся иметь дело с последствиями необычного наследия президента Дональда Трампа в качестве главнокомандующего, им нужно будет попытаться избежать некоторой нездоровой гражданско-военной динамики, оставшейся от администрации Обамы. Байден и его команда будут бороться со всем этим через учреждение национальной безопасности, которое во многом изменилось с тех пор, как демократы в последний раз были у руля. Это было бы непростой задачей даже в стабильное время, но - учитывая потенциальные угрозы на горизонте и другие кризисы, унаследованные Байденом, - восстановление более здорового гражданско-военного баланса будет особенно сложным. Гражданские лица могут иметь право ошибаться, но норма прибыли ошибки для этой окружающей среде невелика.
Гражданско-военное наследие Трампа
По любым меркам, пребывание Трампа в должности было трудным для гражданских и военных отношений. Это проблемное наследие можно сгруппировать в «4 П»: президент, граждане, процессы и политизация. Проблемы начались на самом верху, из-за президента, страдавшего отсутствием гражданско-военного слуха - человека, не настроен и, возможно, открыто пренебрегает нормами и традициями, которые подкрепляют передовой опыт в разработке и реализации политики национальной безопасности. Трамп был наименее подготовленным обитателем Овального кабинета в Американской истории, особенно в том, что касается его роли на вершине системы управления национальной безопасностью. Он также является президентом, который меньше всех вырос, находясь на своём посту, закончив свой четырёхлетний срок с вопиющими примерами того же рода девиантных практик, которые омрачили его первые дни.
Безусловно, у Трампа были реальные возможности апеллировать к военным. Он явно восхищался некоторыми аспектами военной традиции - пышностью и торжественностью парадов и мужественной привлекательностью боевых кличей. Он заработал некоторую репутацию, настаивая на отмене запланированных сокращений оборонных расходов эпохи Обамы. Опросы показали, что, как и предыдущих кандидатов, республиканцев, большинство ветеранов предпочли его демократической альтернативе, хотя здесь его преимущество было заметно меньше, чем у его предшественников. В течение первых двух лет своего пребывания на посту Трамп предоставил военным до некоторой степени свободу действий в проведении операций по борьбе с ИГИЛ, открыто противопоставляя этот подход пониманию мелочной опеки в эпоху Обамы, что раздражало некоторых военных.
Но эти аппаратные призывы сочетались с личным стилем, который, казалось, требовал преданности ему лично, а не Конституции. Снова и снова Трамп обращался со своими высокопоставленными военачальниками, как если бы они были придворными, а не профессиональными государственными служащими, какими они себя считали. Пожалуй, ни один момент не запечатлел эту пропасть лучше, чем показанное по телевидению 12 июня 2017 года первое заседание Кабинета министров в полном составе. Пока камера перемещалась по комнате, министр за министром возносили раболепные хвалебные оды, персонально восхваляя Трампа, пока не настала очередь министра обороны Джима Мэттиса, который перевернул таблицы, говоря о чести представлять «мужчин и женщин Министерства обороны». Пропасть оставалась широкой на протяжении всего срока правления Трампа и усилилась в последние месяцы, когда в разгар беспрецедентных усилий президента избежать собственного поражения на выборах, председатель Объединённого комитета начальников штабов Марк Милли многозначительно подчеркнул, что военные «не приносят присягу королю или королеве, тирану или диктатору. Мы не даём клятву какому-то человеку. ... Мы приносим присягу Конституции». То, что это шаблонное заявление было сочтено заслуживающим внимания и воспринято как неявный упрёк президенту, красноречиво говорит о напряжении, которое персонализированный стиль Трампа вызвал в гражданско-военных отношениях.
К тому же Трамп изо всех сил пытался нанять и удержать опытных профессионалов, особенно в сфере национальной безопасности, отчасти потому, что многие из Республиканского гражданского истеблишмента национальной безопасности подписали письмо, открыто отказываясь поддержать его кандидатуру, даже после того, как он добился выдвижения партии. Как следствие, Трамп создал острый дисбаланс между гражданскими и военными, чрезмерно полагаясь на нынешних и вышедших недавно в отставку военных офицеров для выполнения ключевых политических ролей, обычно отводимых для гражданских лиц. Хотя Трамп служил на гражданских политических должностях, он называл их «мои генералы» и явно давал понять, что полагается на них в военных советах не меньше, если не больше, чем на председателя Объединённого комитета начальников штабов и других начальников служб — тех, кто определены статутом как ключевые военные советники президента. Администрация ещё больше опустошила гражданские ряды, заполнив должности более низкого уровня менее квалифицированными или назначенцами, не прошедших процедуру подтверждения, которые были сохранены в статусе «исполняющих обязанности», чтобы заставить их функционировать больше как одноразовых мальчиков на побегушках, чем как полноценно утверждённые административные должностные лица. Бурная кадровая политика Трампа распространилась даже на высшие политические посты. После ухода Мэттиса Министерство обороны целых шесть месяцев возглавлялось целой серией исполняющих обязанности министра, что было беспрецедентным в истории министерства.
Сочетание незаполненных гражданских должностей и ослабление надзорных процессов помогло Генеральному штабу и командованию вооружённых сил стать ещё более могущественными бюрократическими субъектами, ещё больше заслонить гражданскую канцелярию министра обороны в процессе выработки политики в Министерстве обороны. Опять же, неспособность администрации, эволюционировать с течением времени, была очевидна, причём проблемы, терзавшие администрацию в первые шесть месяцев президентства Трампа, ещё больше обострились в последние шесть месяцев. Правление Трампа заканчивается с самым слабым гражданским персоналом среди всех современных президентов.
Неоднородность политических процессов администрации Трампа усугубила эту сложную гражданско-военную динамику. В вопросах, которыми президент лично не занимался, возник организованный процесс, приблизительно похожий на то, что разработались предыдущими администрациями. Но когда вмешался лично президент, этот процесс был отброшен и оказывался неактуальным. На смену этому пришёл подход «политика через твиттер» и «советники по кабельному телевидению», с помощью которого президент снова и снова вводил в заблуждение свою собственную команду.
Например, администрация подготовила две основные стратегии - стратегию национальной безопасности и стратегию национальной обороны, - которые были хорошо восприняты и хорошо интегрированы друг с другом, как это предусмотрено законом. Но они не имели отношения ни к одному вопросу, которым занимался президент лично. Итак, стратегия национальной безопасности подчёркивала важность союзников и договорных обязательств Америки, в то время как личное участие Трампа влекло за собой денонсацию союзников и ставило под сомнение договорные обязательства Америки. Она определяла Россию как главного геополитического врага, в то время как Трамп выразил нескрываемое восхищение Путиным и попытался опровергнуть российское вмешательство в американские выборы.
Это функциональное нарушение ещё больше ослабило гражданское население по сравнению с военными. Традиционно, гражданские лица в процессе разработки политики национальной безопасности оказывают влияние, на более низких уровнях исходя из того, насколько они отражают власть самого президента. Но если президент правит посредством капризного твиттера, советник по гражданской политике становится в основном неуместным, и между главнокомандующим и военными чиновниками в униформе, которые выполняют приказы, мало что стоит.
Эти подходы привели к общей политизации гражданско-военных отношений, ускорив тенденцию, которая предшествовала Трампу, но резко ухудшилась во время его пребывания на посту. Трамп говорил о военных как о своей естественной политической базе - или о том, что, по его мнению, должно было быть его базой, если бы они не были развращены благодаря врагам «глубинного государства», решившими подорвать его президентство. Таким образом, в один миг каждый член истеблишмента стал партийным другом или врагом.
Если друг - или, точнее, в то время пока друг, так как для Трампа лояльность вниз по цепи командования была краткосрочной – в таком случае никакая услуга не была слишком большой. Трамп предоставил чрезвычайно полное помилование, когда-либо оказанное президентом, отставному трёхсвязному генералу Майку Флинну, который признал себя виновным во лжи, совершив уголовное преступление, чтобы скрыть подозрительные контакты с российскими собеседниками. Трамп также аннулировал субординацию и вмешался, возник прецедент помилования и смягчение наказания военнослужащих, обвиняемых в военных преступлениях. Эти люди отплатили президенту посещением мероприятий по сбору средств на его переизбрание и осуждением политических врагов Трампа, как если бы это были враги Соединённых Штатов. Но если его считали партийным врагом, то никакое оскорбление не было слишком большим. Когда президент был уязвлён многочисленными сообщениями о том, что он, как слышали, осуждает мёртвых и раненых американских ветеранов как «лохов и неудачников», Трамп набросился на старших генералов и адмиралов как на политических противников, «потому что они ничего не хотят делать, кроме как вести войны, чтобы все эти замечательные компании, которые делают бомбы, самолёты и всё остальное, оставались счастливыми».
По мере того как предвыборная кампания 2020 года усиливалась, Трамп подпитывал опасения, что он отвергнет любой исход выборов, который не приведёт к его переизбранию на второй срок, это, в свою очередь, заставило других ответственных наблюдателей строить догадки о возможной роли военных в обеспечении соблюдения избирательных правил непокорным действующим президентом. Милли стремился отдалить военных от такого рода спекуляций, подчёркивая военную присягу Конституции и подчёркивая, что Конституция не определяет такой роли для военных. Упрямый отказ Трампа развеять сомнения привёл даже к широко разрекламированному нарушению табу: бывшие высокопоставленные чиновники из демократической и республиканской администраций разыграли ранее невозможный случай: открытое партийное противостояние после выборов, которое переросло в вооружённый конфликт. Эта военная игра, в свою очередь, привела к тому, что бывшие высокопоставленные чиновники Трампа призвали к планированию «контрпереворота» в поддержку Трампа. Некоторые сообщения даже предполагают, что недавно Трамп спросил помилованного Флинна о диких теориях заговора, которые последний распространял в средствах массовой информации, заявляя, что Трамп имеет право использовать вооружённые силы для захвата машин для голосования в колеблющихся штатах и «в основном повторить выборы в каждом из этих штатов». Военные не будут выполнять незаконные приказы, если их отдаст Трамп. Однако даже эти спекуляции в Овальном кабинете наносят ущерб, который может изменить ожидания относительно роли военных в политике после ухода Трампа.
Это наследие вызывает тревогу, но ещё предстоит выяснить, насколько долгосрочным будет этот ущерб. Назначение отставного генерала Ллойда Остина всего через четыре года после того, как Трамп проигнорировал норму, запрещающую назначать отставного генерала министром обороны, предполагает, что некоторые действия Трампа, возможно, коренным образом изменили гражданско-военное игровое поле. Но стоит различать гражданско-военное нарушение, которое может варьироваться от незначительного до тяжёлого, а сохраняющиеся последствия этого нарушения, могут варьироваться от краткосрочных, до длительных. Конечно, чем серьёзнее нарушение, тем больше вероятность того, что на устранение ущерба потребуется время. Но не всегда. Следует также отметить, что некоторые части гражданско-военной системы могут оправиться от такого же ущерба раньше, чем другие.
Назначение Остина может осложнить возвращение к обычному порядку в Пентагоне, особенно если он не будет внимателен к гражданским и военным вызовам, которые он унаследует. Тем не менее, последствия поведения Трампа, нарушающего нормы, могут с меньшей вероятностью долго сохраняться в Министерстве обороны и связанных с ним гражданско-военных процессах, так как это происходит в более широкой политической и культурной среде, которая подпитывает и лежит в основе процесса выработки политики. Нарушив так много табу ради краткосрочной политической выгоды, по-видимому, не заплатив за это немедленной цены, Трамп, возможно, сформировал стимулы для будущих президентов и других государственных чиновников стремящимся к аналогичной краткосрочной политической целесообразности. Если это так, то ущерб гражданско-военным отношениям может сохраняться дольше, чем можно было бы предположить в результате восстановления подобия нормального порядка в Министерстве обороны.
Источник: https://warontherocks.com/
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru