Дата публикации: 09.06.2022
0
86
На протяжении полувека беспрецедентного подъёма Азии Генри Киссинджер был ключевой фигурой, руководившей в начале 1970-х годов открытием Соединённых Штатов перед Китаем, а позже продолжал писать тома о китайской стратегии и мировом порядке. Однако наиболее важные наблюдения Киссинджера этого переходного момента для Азии можно найти в более удивительном месте: докторская диссертация о Европе девятнадцатого века, для которой Киссинджер изо всех сил пытался найти издателя, когда написал её, за годы до своего восхождения к известности.
Эта книга «Восстановленный мир: Меттерних, Каслри и проблемы мира, 1812-22» исследование о том, как два европейских государственных деятеля - один британский, другой австрийский - в конце наполеоновских войн работали над укреплением разрушенных отношений между ведущими континентальными государствами. Их усилия заложили основу для так называемого долгого мира на континенте - 100 лет спокойствия и процветания между 1815 годом и Первой мировой войной. Идеи книги особо резонансны для сегодняшнего Индо-Тихоокеанского региона с его усиливающейся политикой великих держав и напряжённостью регионального порядка.
В наше время ключевой вывод «Восстановления Мира» заключается не в том, что Индо-Тихоокеанскому региону нужна своя собственная версия европейского кондоминиума великих держав или современного американо-китайского концерта. Наоборот, региональные порядки лучше всего работают, когда они поддерживают баланс и законность, причём Вашингтон в Азии должен работать над продвижением и того, и другого. Киссинджер утверждает, что именно сосредоточенность лорда Каслри на балансе в сочетании с сосредоточенностью Клеменса фон Меттерниха на легитимности порядка в глазах государств-членов создала стабильную систему.
Стратегия для Индо-Тихоокеанского региона сегодня выиграла бы от включения трёх уроков из этого эпизода европейской истории:
-
необходимость баланса сил;
-
необходимость порядка, который государства региона признают законным;
-
и необходимость коалиции союзников и партнёров для ответа на вызов Китая обоим.
Такой подход может гарантировать, что будущее Индо-Тихоокеанского региона будет характеризоваться балансом и открытостью двадцать первого века, а не гегемонией и сферами влияния девятнадцатого столетия.
Прошлое Европы, будущее Азии?
Как замечательно выразился два десятилетия назад профессор Принстона Аарон Фридберг, вопрос о том, «станет ли прошлое Европы будущим Азии», остаётся насущной проблемой. Как в Европе девятнадцатого века, так и в Индо-Тихоокеанском регионе сегодня были растущие государства, соперничающие великие державы, многочисленные пути к конфликтам, растущий национализм, столкновения между либерализмом и авторитаризмом, а также хрупкие региональные институты.
Однако различия тоже имеют значение. В отличие от довоенной Европы Индо-Тихоокеанский регион не выходит из революционных потрясений и разрушительной войны великих держав. Вместо этого регион наслаждался своим собственным 40-летним «долгим миром». Азия в целом также экономически, финансово и технологически гораздо взаимозависима, чем Европа в девятнадцатом веке. Например, большая часть индо-тихоокеанской торговли осуществляется внутри, а сам регион играет центральную роль в процветании и росте Америки. Задача политики США состоит не в том, чтобы создать порядок из хаоса, как это было для европейских лидеров девятнадцатого века, а в том, чтобы модернизировать и укрепить элементы существующей системы.
Другим отличительным элементом Индо-Тихоокеанского региона является то, что его развитая «действующая система», в отличие от порядка, созданного в довоенной Европе, направлена на продвижение торговли, также как на предотвращение конфликтов. Созданная после Второй мировой войны система региона представляет собой сочетание правовых, охранных и экономических мер, которые освободили сотни миллионов людей от нищеты, способствовали бесчисленным коммерческим достижениям и привели к значительному накоплению богатства. В её основе лежат проверенные временем принципы:
-
свобода судоходства,
-
суверенное равенство,
-
прозрачность,
-
мирное разрешение споров,
-
неприкосновенность контрактов,
-
трансграничная торговля и
-
сотрудничество в решении транснациональных проблем.
Более того, давняя приверженность Соединённых Штатов вооружённым силам передового развёртывания помогла подчеркнуть эти принципы.
Однако две конкретные проблемы угрожают равновесию и законности порядка. Первый - это экономический и военный подъем Китая. На долю одного только Китая приходится половина ВВП и военных расходов региона, и этот разрыв только увеличился после пандемии COVID-19. И, как любое развивающееся государство, Китай стремится изменить своё окружение и обеспечить уважение к своим интересам. То, как Пекин преследует эти цели - строительство островов в Южно—Китайском море, вторжения в Восточно-Китайское море, конфликт с Индией, угрозы вторжения на Тайвань и внутренние репрессии в Гонконге и Синьцзяне - подрывает важные принципы сложившейся региональной системы. Такое поведение в сочетании с предпочтением Китая экономическому принуждению, в последнее время направленному против Австралии, означает, что многие организационные принципы порядка находятся под угрозой.
Вторая проблема более удивительна, потому что она исходит от первоначального архитектора и давнего спонсора нынешней системы — Соединённых Штатов. Несмотря на определённые усилия специалистов по Азии администрации Трампа по смягчению ущерба, сам президент Дональд Трамп деформировал фактически все элементы действующей системы региона. Он настаивал на том, чтобы союзники, такие как Япония и Южная Корея, пересмотрели соглашения о разделении расходов на базы и войска США, и пригрозил полностью вывести войска, если его не устроят новые условия. Оба шага подорвали альянсы Индо-Тихоокеанского региона нуждавшиеся в сбалансированности. К тому же Трамп в большинстве случаев отсутствовал в региональных многосторонних процессах и экономических переговорах, уступая Китаю, место для переписывания правил, имеющих центральное значение для содержания и легитимности порядка. Наконец, он небрежно относился к поддержке демократии и прав человека таким образом, что это ослабило естественных партнёров Соединённых Штатов и придало смелости китайским властям в Гонконге и Синьцзяне.
Это сочетание китайской напористости и неопределённости США привело регион в движение. Современный Индо-Тихоокеанский регион похож на довоенную Европу - он выходит из равновесия, его порядок рушится, и нет очевидной коалиции для решения проблемы. Если следующая администрация США хочет сохранить региональную действующую систему, которая привела к миру и беспрецедентному процветанию, она должна начать с рассмотрения каждой из этих тенденций по очереди.
Восстановление равновесия
«Баланс сил, - пишет Киссинджер в книге «Восстановленный мир», - является классическим выражением урока истории о том, что ни один порядок не может быть безопасным без физических гарантий против агрессии». Применительно к Индо-Тихоокеанскому региону такое предупреждение является пророческим: растущая материальная мощь Китая действительно дестабилизировала хрупкий баланс в регионе и подстегнула территориальный авантюризм Пекина. Необузданное поведение Китая, возможно, это завершение длительного мира в регионе.
Заметен растущий материальный дисбаланс между Китаем и остальным регионом. Пекин тратит на свои вооружённые силы больше, чем все его индо-тихоокеанские соседи вместе взятые. Китай вложил средства в оружие, препятствующее доступу/запрещению территории (включая сверхзвуковые ракеты и «умные» мины), которые угрожают жизнеспособности регионального вмешательства США. Он также инвестировал средства в морские, десантные и силы проецирования, которые Пекин мог бы использовать для наступательных операций против Индии, Японии, Тайваня, Вьетнама и других стран.
В ответ на эти угрозы Соединённым Штатам необходимо предпринять осознанные усилия по сдерживанию китайского авантюризма. Вашингтон может начать с отказа от ориентации на своё исключительное превосходство и дорогие, но уязвимые платформы, такие как авианосцы, предназначенные для поддержания превосходства. Вместо этого Соединённым Штатам следует уделять приоритетное внимание сдерживанию Китая с помощью тех же относительно недорогих и асимметричных возможностей, которые Пекин использует уже давно. Это означает инвестиции в обычные крылатые и баллистические ракеты большой дальности, беспилотные палубные ударные самолёты и подводные аппараты, подводные лодки с управляемыми ракетами и высокоскоростное ударное оружие. Эти действия усложнили бы расчёты Китая и заставили бы Пекин пересмотреть вопрос о том, увенчаются ли успехом рискованные провокации.
Однако реальный региональный баланс требует также совместных действий с союзниками и партнёрами. Соединённым Штатам необходимо помочь государствам Индо-Тихоокеанского региона развить свои собственные асимметричные возможности для сдерживания действий Китая. Хотя Вашингтону следует сохранить своё передовое присутствие, ему также необходимо сотрудничать с другими государствами, чтобы рассредоточить силы США по Юго-Восточной Азии и Индийскому океану. Это уменьшило бы зависимость Америки от небольшого числа уязвимых объектов в Восточной Азии. Наконец, Соединённым Штатам следует поощрять новые военные и разведывательные партнёрства между государствами региона, продолжая при этом углублять те отношения, в которых Соединённые Штаты играют важную роль — накладывая «шину» на знакомую региональную систему альянсов, США в центре и спицы союзников.
Восстановление законности
Впрочем, военный и материальный баланс сам по себе не поддержит восстановленный региональный порядок. Стабильность любой международной системы, писал Киссинджер, в конечном счёте, зависит от того, что он назвал «общепринятой легитимностью». Любая международная структура нуждается в поддержке со стороны входящих в неё держав. В этом случае Соединённым Штатам снова придётся играть центральную роль.
В отличие от довоенной Европы, легитимность в Индо-Тихоокеанском регионе - это не только вопрос международной политики и безопасности. Торговля, технологии и транснациональное сотрудничество также имеют жизненно важное значение. Как утверждает Эван Фейгенбаум, существуют «две Азии», которые вместе составляют порядок в регионе: одна сосредоточена на политике и безопасности, а другая - на экономике. Территориальный авантюризм Китая подрывает первое, его принудительная экономическая политика подрывает второе, а неопределённость США при Трампе подрывает и то, и другое. Если эти тенденции сохранятся и государства Индо-Тихоокеанского региона начнут рассматривать нынешний порядок как незаконный, они могут уйти в тень Китая, подталкивая регион в направлении девятнадцатого столетия, а не двадцать первого века. Если это произойдёт, динамичный регион может расколоться на сферы влияния: внешние державы закроются, споры будут разрешаться силой, экономическое принуждение станет нормой, альянсы США ослабнут, а малые государства лишатся автономии и свободы манёвра.
Преодоление этих тенденций будет непростой задачей и потребует от американских политиков дипломатической ловкости, коммерческих инноваций и институционального творчества. В политической сфере и сфере безопасности укрепление легитимности нынешнего порядка, как минимум, потребует серьёзного вмешательства США: прекращения расшатывания союзников, пропусков региональных саммитов, уклонения от экономического взаимодействия и отказа от транснационального сотрудничества. Эта новая доктрина повысит региональную роль Соединённых Штатов и расширит возможности государств Индо-Тихоокеанского региона перед лицом растущего влияния Китая.
В экономической сфере укрепление существующего порядка означает гарантирование системы способной обеспечивать материальные выгоды своим членам, даже несмотря на то, что Китай становится всё более изощрённым в использовании экономических кнутов и пряников. В отличие от довоенных европейских переговоров, в которых основное внимание уделялось границам и политическому признанию, переговоры в Индо-Тихоокеанском регионе неизбежно будут вращаться вокруг цепочек поставок, стандартов, инвестиционных режимов и торговых соглашений. Даже в то время как Соединённые Штаты работают над перестройкой чувствительных отраслей и проводят «управляемую развязку» с Китаем, они могут убедить осторожные региональные государства в том, что перенос цепочек поставок из Китая будет означать их перенос в основном в другие местные экономики, создавая новые возможности для роста. Более того, поскольку Китай обеспечивает финансирование инфраструктуры в рамках инициативы «Один пояс и один путь», Соединённым Штатам следует разработать методы предоставления альтернативного финансирования и технической помощи.
Переговоры о роли Пекина в этом порядке являются наиболее сложным элементом общих усилий. Хотя государства Индо-Тихоокеанского региона обращаются за помощью к США, чтобы сохранить свою автономию перед лицом поднимающегося Китая, они понимают, что нецелесообразно и не выгодно исключать Пекин из динамичного будущего Азии. Государства региона также не хотят, чтобы их заставляли «выбирать» между двумя сверхдержавами.
Лучшим решением для Соединённых Штатов и их партнёров было бы убедить Китай в том, что есть преимущества в конкурентном, но мирном регионе, организованном вокруг нескольких основных требований:
-
место Пекина в региональном порядке;
-
членство Китая в основных институтах порядка;
-
предсказуемая коммерческая среда, если страна играет по правилам;
-
а также возможности совместно извлечь выгоду из сотрудничества в области климата, инфраструктуры и пандемии COVID-19.
Маржинальные закупки Китая до сих пор играл центральную роль в успехе региона. Это останется важным на годы вперёд.
Тем не менее, в других областях поведение Пекина неизбежно будет конфликтовать с американскими и азиатскими представлениями об индо-тихоокеанском порядке. Реакцией Вашингтона будет работа с другими, чтобы укрепить систему, обеспечить Пекину стимулы для продуктивного взаимодействия, но позже разработать коллективные санкции, если Китай решит предпринять шаги, угрожающие более широкому порядку. Однако, по мере роста мощи Китая, вероятно, сделать это будет всё сложнее. Поэтому для сохранения баланса и легитимности системы потребуются сильные коалиции, как союзников, так и партнёров, а также определённая степень согласия и приятия со стороны Китая.
Создание коалиций
Хотя мысль о том, что Соединённые Штаты должны «работать с союзниками», является почти штампом, проблемы, связанные с этим, значительны. Поддержание существующего индо-тихоокеанского порядка неизбежно потребует широкой коалиции, а сами члены, которые могут присоединиться, могут не увидеть ценности такого комбинированного подхода до тех пор, пока нынешняя система не будет необратимо повреждена. Потребность в союзниках и партнёрах часто становится очевидной только после того, как статус-кво уничтожен.
Киссинджер наблюдал эту динамику в Европе девятнадцатого века, но она одинаково хорошо применима и сегодня. Далёкие европейские лидеры неизбежно меньше обеспокоены самоуверенностью Китая, чем соседние индо-тихоокеанские государства. В соответствии с этим, главная задача, стоящая перед Соединёнными Штатами, состоит в том, чтобы соединить европейские и региональные подходы к китайским вызовам. Эта задача усложняется экономической мощью Пекина: в прошлом месяце [декабрь 2020] Китай пошёл на уступки в последнюю минуту, чтобы успешно втянуть ЕС в крупное двустороннее инвестиционное соглашение, несмотря на опасения, что сделка осложнит единый трансатлантический подход при администрации Байдена.
Учитывая эти ограничения, Соединённым Штатам необходимо будет проявлять гибкость и новаторство при налаживании партнёрских отношений. Вместо того чтобы формировать большую коалицию, фокусирующуюся на любых вопросах, Соединённые Штаты должны заниматься индивидуально или создавать специальные органы, такие как D-10, предложенный Соединённым Королевством (демократии G-7 плюс Австралия, Индия и Южная Корея), сосредоточенные на отдельных проблемах. Эти коалиции будут наиболее актуальны в вопросах торговли, технологий, цепочек поставок и стандартов.
Впрочем, другие коалиции могут сосредоточиться на:
-
военном сдерживании, расширив так называемую четвёрку, состоящую в настоящее время из Австралии, Индии, Японии и Соединённых Штатов,
-
инвестициях в инфраструктуру через сотрудничество с Японией и Индией, и
-
правах человека через две дюжины государств, которые критиковали лагеря Пекина для интернированных в Синьцзяне и его нападение на автономию Гонконга.
Цель этих разнообразных коалиций - и нынешней, более обширной стратегии - состоит в том, чтобы создать баланс в одних случаях, укрепить консенсус по важным аспектам регионального порядка в других и послать сообщение, что нынешний курс Китая сопряжён с рисками. Эта задача будет одной из самых сложных в новейшей истории американского государственного управления.
Два столетия назад пессимисты Меттерних и Каслри были обеспокоенны проблемой перегрузки системы. Даже в своём цинизм в отношении темных амбиций государств и людей, не смотря на это, эти два государственных деятеля преуспели в создании прочной и гибкой системы, которая расширила мир и процветание за пределы того, что многие считали возможным. Соединённые Штаты и их союзники в Индо-Тихоокеанском регионе и по всей Европе сегодня нуждаются в аналогичном чувстве тревоги и честолюбии. Если они найдут это, они смогут гарантировать, что регион, в котором сосредоточена примерно половина мировой экономики, половина глобальных выбросов парниковых газов и половина всех государств, обладающих ядерным оружием, останется процветающим, мирным и открытым – в интересах всех.
Курт М. Кэмпбелл и Раш Доши
Источник: https://www.foreignaffairs.com/
В. Вандерер
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru