Дата публикации: 03.05.2019
0
56
Примечание редактора: Это эссе выиграло студенческий конкурс «Эссе Внешней политики» Общества Джона Куинси Адамса 2019 года.
По мере того как Китай поднимается, а вмешательство Америки на Ближнем Востоке угасает, поток деклараций от зарубежных сообществ политических комментаторов объявляет возвращение к конкуренции великих держав. Подобно скоротечному распаду Советского Союза, самым важным вопросом международной безопасности XXI века станет вопрос о том, смогут ли и каким образом Соединенные Штаты и Китай сосуществовать в мире. Разногласия полезны до такой степени, пока они заставляют Вашингтон сосредоточиться исключительно на интересах своей национальной безопасности.
Многие из самых ярких мыслителей в международной политике это уже взвесили, и их умозаключения заслуживают краткого обзора. Джон Айкенберри утверждал, что Соединенные Штаты должны работать на «приспособление растущего Китая, к предложенному ему статусу и положению в рамках регионального порядка в обмен на то, что Пекин примет и уступит основные стратегические интересы Вашингтону, которые включают сохранение гарантий доминирующего поставщика в Восточной Азии».
Естественно, организации менее оптимистично оценивают возможность смягчения конфликта, Джон Мирсхаймер в своем заключении к «Трагедии великой державы» заявил, что, если экономика Китая продолжит расти, «результатом будет жесткая конкуренция в сфере безопасности со значительным военным потенциалом». Короче говоря, подъем Китая вряд ли будет мирным. Точно так же Грэм Эллисон заявил, что Соединенные Штаты и Китай обречены на войну, трагически неспособные избежать «ловушки Фукидида»».
В дебатах между институциональным оптимизмом Айкенберри и пессимизмом Миршаймера проигнорированы другие ученые - включая Дженнифера Линда, Чарльза Глейзера и Майкла Бекли - представившие ряд проницательных доводов, которые в общих чертах обрисовывают иерархическую структуру фундамента, если не полностью спокойной Восточной Азии XXI века, то Восточной Азии, где дилемма безопасности будет всплывать на поверхность, а не кипеть разрушительным насилием.
Безусловно, существует целый ряд тревожных признаков, касающихся будущего отношений дяди Сэма со Срединным Царством, в частности расширение торговой войны, решении администрации Трампа объявить Китай «стратегическим конкурентом» в Стратегии национальной обороны 2018 года и милитаристский подход к политике Китая в Южно-Китайском море. Но, к счастью, несколько факторов - география, технология и широкий спектр стратегических альтернатив, доступных Соединенным Штатам - указывают на заключение, что конфликт полностью преодолим. Соединенные Штаты и Китай не рассчитывают на войну. Однако выдержать траекторию вне конфликта в значительной степени зависеть от внешнеполитического истеблишмента США - тревожное признание, учитывая недавние неудачи этого истеблишмента.
География означает, что вторжение США в материковый Китай фактически немыслимо, как и китайское вторжение в Соединенные Штаты. Сегодняшний Тихий океан более безопасен, чем Центральная Европа в 1914 или 1939 годах. Там враг, захвативший и удерживающий ключевую территорию, был легитимной опасностью. Конечно, корни страхов пессимистов не происходят из страха перед крупномасштабным вторжением, начатым Соединенными Штатами или Китаем против другой великой державы. Скорее, есть три арены, где конфликт между Соединенными Штатами и Китаем наиболее вероятен: Южно-Китайское море, острова Сенкаку и Тайвань.
Китай считает себя законной державой первого порядка в Восточной Азии. Предполагая, что возможности Китая будут продолжать расти, он, вероятно, будет использовать свою мощь для формирования региона в своих интересах. Не секрет, что суверенитет Китайской республики давно беспокоит Коммунистическую партию Китая. Китайская Народная Республика, вероятно, будет, использует некоторую комбинацию дипломатического, экономического и политического влияния для подрыва Тайваня.
Если будущие американские руководители решат, что суверенитет Тайваня находится в сфере строгих национальных интересов Америки, то конфликта будет трудно избежать. Однако, если (в некоторой степени бесстрастно) Соединенные Штаты признают Тайвань таким, какой он есть - маленький, далекий остров, не имеющим прямого влияния на возможность Америки обеспечить собственную национальную безопасность – тогда вооружённого конфликта, по крайней мере, из-за Тайваня, можно избежать. Даже завоевание Тайваня не сделало бы Китай региональным гегемоном и не дало бы ему возможности проецировать значительную мощь на Америку. Воссоединённый Китай не собирается в ближайшее время проявлять военную мощь на Гавайях, в Мексике или Перу.
В обозримом будущем Китаю достаточно содержимого в свое тарелки на собственных задворках. Япония, Южная Корея, Индия, Вьетнам и Австралия все имеют интерес в предотвращении китайского доминирования в Азии. Америка разделяет эту заинтересованность, но достижение баланса сил в Восточной Азии не требует обширных гарантий безопасности, ядерного прикрытия и воинственной риторики, сфокусированной на сдерживании Китая во всех точках.
Возможно, вопреки здравому смыслу, лучший путь к региональному балансу сил, уход США. Выход из договора дал бы азиатским «средним державам» стимул балансировать против Китая путем наращивания их военного потенциала, который может включать в себя стремление к обладанию ядерным потенциалом. Вместо того чтобы уступить региональную гегемонию Китаю, сокращение будет способствовать тому, что утверждает Майкл Бекли уже возникает баланс сил в регионе. Агрессивные морские претензии Китая и распространение запрета доступа/отказа в зоне (A2/AD) на соседей Китая дают основания сомневаться в том, что Китай будет способен установить полный контроль над Южным или Восточно-Китайским морем. Средние державы могут пресечь захват Китаем таких предпосылок региональной гегемонии.
Выход из Восточной Азии также устранит потенциальные горячие точки, где конфликт между Соединенными Штатами и Китаем наиболее вероятен. Как указывал Чарльз Глейзер, «защищаемые США союзники в Азии могут потребовать от Соединенных Штатов участия в политических схватках и военной борьбе, что обострит их политические отношения с Китаем».
Некоторое количество незащищенности между наиболее могущественными субъектами международной системы неизбежно. Намерения непостижимы, и государства часто должны опасаться худшего друг в друге. Однако неизбежность дилеммы безопасности не должна сочетаться с неизбежностью интенсивного конфликта или прямой войны. Даже самые тёртые неореалисты признают, что есть возможность выбора в том, как государства думают, о безопасности и обеспечивают ее. Международная политика не механистична. Как раз большинство потенциально горячих точек американо-китайских отношений находится в Восточной Азии. Это означает, что в каждой горячей точке у Америки будет возможность отступить. Соединенные Штаты и Китай на траектории к напряженности, но именно будущие администрации США должны ответственно управлять этим обострением напряженности.
Хорошая новость заключается в том, что Соединенные Штаты – вероятно, самая безопасная страна в истории планеты. Мы окружены двумя огромными рвами с водой и слабыми соседями, которые питают к нам незначительную неприязнь. В то время как подъём Китая может угрожать ценностям, которые Соединенные Штаты приписывают себе и могут даже угрожать управляемому американцами либеральному международному порядку, это не угрожает конкретно национальной безопасности Соединенных Штатов.
Если политики преодолеют свою близорукую одержимость переделки этого мира по образу Америки, тогда не будет причин предполагать, что напряженность должна перерасти в полномасштабный военный конфликт. Выбор между войной и миром может зависеть от благоразумия лиц, принимающих внешнеполитические решения США. Если недавняя история является неким руководством, это должно обеспечить некоторый комфорт. Будем надеяться, что следующее поколение проявит больше сдержанности, чем предыдущее.
Nicholas Grandpre в настоящее время является выпускником Университета Нотр-Дам. Он президент Общества Джона Куинси Адамса при отделении Университета Нотр-Дам.
Изображение: Reuters
Источник: https://nationalinterest.org/
dostoinstvo2017.ru