«Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать; по крайней мере этого нельзя сделать силами современных европейских государств…». Карл фон Клаузевиц
Название
Главная \ Различные интересы \ Геополитика и война \ Геополитика и теория \ Почему американо-иранская война может закончиться исторической катастрофой

Почему американо-иранская война может закончиться исторической катастрофой

0
75
Почему американо-иранская война может закончиться исторической катастрофой
Дрон Navy MQ-4C Triton
   Шестнадцать лет назад администрация Джорджа Буша-младшего манипулировала разведданными, чтобы испугать общественность и заставить ее поддержать агрессивную войну против Ирака. Дымящиеся грибовидные облака, о которых предупреждала советник по национальной безопасности Кондолиза Райс, не существовали, но вторжение, давно желанное неоконсерваторами и другими ястребами, продолжалось. Освобожденные иракцы отвергли планы США по созданию американского марионеточного государства на Евфрате и последствия превратились в гуманитарную и геополитическую катастрофу, которая продолжает волновать Ближний Восток.
   Тысячи погибших американцев, десятки тысяч раненых и искалеченных американских военнослужащих, сотни тысяч убитых иракцев и миллионы перемещенных иракцев. Был межрелигиозный конфликт, уничтожение исторической христианской общины, создание Аль—Каиды в Ираке, которая превратилась в более ужасное Исламское государство, и усиление влияния Ирана. Главный вопрос заключался в том, как столько, по общему мнению, умных людей могут быть такими глупыми?
Теперь администрация Трампа, похоже, следует по тому же старому пути. Президент зациклился на Иране, разорвав ядерное соглашение с Тегераном и объявив ему экономическую войну - как и всем, кто имеет дело с Ираном. Он подталкивает Америку к войне, настаивая на том, что хочет мира. Насколько глупыми он нас считает?
   Естественно, администрация обвиняет Иран в том, что он не принял ее, якобы, щедрое предложение к переговорам. Однако у Тегерана нет оснований полагать, что Вашингтон настроен серьезно. Не нужно быть бескомпромиссным шиитским аятоллой, для понимания отсутствия смысла в переговорах с президентом, принявшим решение о капитуляции или войне, и на которого нельзя рассчитывать, чтобы сохранить какое-либо соглашение, которое он заключает.
Действительно, госсекретарь Майк Помпео недавно предложил переговоры без предварительных условий, кроме того, что Иран должен вести себя как «нормальная нация» и согласиться на многие невыполнимые требования Вашингтона еще до того, как сесть за стол переговоров. Советник по национальной безопасности Джон Болтон позже пояснил, что президент был «готов говорить о будущем», но только после того, как Иран откажется «от своих ядерных и других неприемлемых работ». Другими словами, Иран должен сначала капитулировать. Соединенные Штаты не будут вести переговоры при таких обстоятельствах. Зачем бы Ирану так делать?
   Иранский режим враждебный. Тем не менее, несмотря на почти постоянную осаду, он выжил дольше, чем созданная США диктатура, которая предшествовала Исламской Республике. И последнее возникло не в вакууме. Вашингтон многое сделал для поощрения насильственной, экстремистской революции в Тегеране. Среднестатистического иранца можно простить за то, что он смотрит на Америку как на враждебную державу, которая почти на каждом шагу стремится причинить вред ему или его нации.
В 1953 году Соединенные Штаты поддержали переворот против демократически избранного премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка. Вашингтон тогда помог шаху в консолидации власти, включая создание тайной полиции, известной как САВАК. Он насильственно модернизировал все еще консервативное Исламское общество Ирана, в то время как его коррумпированное и репрессивное правление объединило светских и религиозных иранцев против него.
   Шах был свергнут в 1979 году. После его ухода администрация Рейгана поддержала Саддама Хусейна в Ираке, когда он вторгся в Иран, инициировав восьмилетнюю войну, в которой погибло, по меньшей мере, полмиллиона человек. Вашингтон повторно поставил кувейтские нефтяные танкеры для защиты доходов, впоследствии одолженные Багдаду, обеспечил Ирак разведданными для военных операций и поставил компоненты для химического оружия, применённого против иранских сил. В 1988 году ВМС США сбили иранский гражданский самолет в международном воздушном пространстве.
Экономические санкции были впервые введены в отношении Ирана в 1979 году и после этого регулярно расширялись. Вашингтон наладил тесное военное партнерство с еще более репрессивным соперником Ирана - Саудовской Аравией. Сразу после победы над Саддамом Хусейном в 2003 году администрация Буша отклонила предложение Ирана о переговорах; неоконсерваторы небрежно предположили, что «настоящие мужчины» также завоюют Тегеран. Даже администрация Обамы пригрозила предпринять военные меры против Ирана.
   Как однажды сказал Генри Киссинджер, даже у параноика могут быть враги. Вопреки распространенному в Вашингтоне предположению, что рядовые иранцы будут любить Соединенные Штаты за попытку разрушить экономику их страны, последний раунд санкций, по-видимому, вызвал заметный рост антиамериканских настроений. Национализм превзошел антиклерикализм.
Враждебные отношения с Ираном также позволили Саудовской Аравии, которая регулярно подрывает американские интересы и ценности, получить рискованное господство в политике США. К своей чести президент Барак Обама попытался сбалансировать ближневосточную политику Вашингтона. Результатом стал многосторонний Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA). Он предусматривал навязчивый режим инспекций, призванный препятствовать любой будущей иранской ядерной программе, которая, как указывала американская разведка, бездействовала с 2003 года.
   Хотя администрация Обамы переоценила соглашение, JCPOA (Совместный всеобъемлющий план действий) предлагает возможность изменения, как иранской политики, так и двусторонних отношений. Молодые иранцы предпочитают Америку, и требуют экономических возможностей. Вовлечение страны в более широкое международное сообщество усилило бы внутренние противоречия страны. Если бы Вашингтон сделал больше для того, чтобы облегчить Ирану доступ на западные рынки, давление за большую открытость возросло бы, вопреки исламистским возражениям.
   Однако кандидат Дональд Трамп обладал сильным и развращенным стремлением ниспровергнуть весь курс Обамы. Его крепкие объятия с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху, который проигнорировал совет своих руководителей службы безопасности по денонсации соглашения, и с саудовскими королевскими особами, которым, как однажды предупредил Роберт Гейтс, хотелось бы бороться с Ираном до последнего американца, также, вероятно, сыграли важную роль.
   В прошлом году президент вышел из соглашения и объявил экономическую войну. Затем он объявил иранский Корпус Стражей Исламской революции, военную организацию, террористической группой. (Вашингтон регулярно использует определение «террорист» в чисто политических целях). Наконец, есть сообщения, официально опровергнутые Вашингтоном, о том, что американские силы, объединенные с исламистскими радикалами—экстремистами, ответственными за большинство террористических нападений на американцев, - ведут секретную войну против иранских контрабандных операций.
Президент заявил, что хочет вести переговоры: «мы не ищем смены режима», - сказал он. «Мы не ищем никакого ядерного оружия». Но это то, к чему адресован JCPOA. Его политика фактически подталкивает Тегеран к расширению своей ядерной программы. Более того, в прошлом году госсекретарь Майк Помпео выступил с речью, которую Джейсон Резаян из Washington Post, проведший более года в иранской тюрьме, назвал «глупой» и «полностью оторванной от реальности».
   В беседе с угодливой аудиторией «Фонда наследия» Помпео изложил условия капитуляции Тегерана: от Ирана ожидается, что он откажется от любых претензий на поддержание независимой внешней политики и передаст свой сдерживающий ракетный потенциал, оставив его в подчинении Саудовской Аравии, последние с помощью США поставляют и обучают военных. Тегеран даже не имеет право сотрудничать с другими правительствами, такими как Сирия, по их просьбе. Единственное, вещь, отсутствующая у Помпео, это требование, чтобы Иран принял американского генерал-губернатора в резиденции.
   Предложение было бесперспективным и выглядело как печально известный австро-венгерский ультиматум Сербии 1914 года, который должен был быть отклонен и посредством этого оправдать войну. В конце концов, советник по национальной безопасности Джон Болтон выразил в 2015 году свое политическое предпочтение New York Times под заголовком: «Чтобы остановить бомбу Ирана, бомбите Иран». Каковы бы ни были истинные намерения президента, Тегерану можно простить то, что он рассматривает позицию Вашингтона как один из способов сменяемый через войну, если это необходимо.
Администрация, видимо, предполагала, что новые, разрушительные санкции либо вынудят режим сдаться за столом переговоров, либо рухнуть в условиях политического и социального конфликта. В самом деле, когда его спросили, действительно ли он верит, что санкции изменят поведение Тегерана, Помпео ответил, «что может измениться, так это люди могут изменить правительство». И Реуэль Марк Герехт из Фонда защиты демократий, и Рэй Такейх из Совета по международным отношениям недавно утверждали, что Исламская Республика это обессиленный режим, который, возможно, находится на пути к гибели.
   Однако Резаян говорит, «нет ничего нового» в сложных иранских экономических проблемах Тегерана. «Предположение, что на этот раз иранский народ может заставить свое правительство подчиниться воле Америки, кажется - по крайней мере, тем, кто провел значительное время в Иране в последние десятилетия – фантастическим», - сказал он. Энтузиазм Герехта в отношении США в прошлом привел к ошибкам. Семнадцать лет назад он неправильно истолковал ситуацию в Ираке, когда писал, что «война с Ираком может совсем не поколебать Ближний Восток».
   Сегодня администрация использует аналогичную стратегию против России, Северной Кореи, Кубы и Венесуэлы. Граждане этих стран не восстали против своих угнетателей, чтобы установить новый, демократический, проамериканский режим. Многочисленные наблюдатели ошибочно предсказывали, что режим Кастро умрет после прекращения советских субсидий и неизбежное падение Северной Кореи в разгар разрушительного голода. Более того, крах режима вряд ли приведет к либеральной демократической республике, когда наиболее радикальные, авторитарные элиты останутся хорошо вооружёнными.
   Вместо интеграции, Иран, похоже, повторяет свою политику 2000-х годов. После того, как администрация Буша отвергла переговоры, Тегеран увеличил свои средства для достижения цели, добавив центрифуги и расширив запасы обогащенного урана. Только после того, как администрация Обамы отказалась от своей позиции «никакого обогащения», переговоры возобновились. Недавнее заявление Тегерана о том, что он постепенно перестанет выполнять JCPOA, похоже на начало аналогичного процесса.
   Тайные действия против судоходства в заливе могут быть еще одной тактикой для получения рычагов воздействия. Какой ответ правильный на эту тактику? Война требует одобрения конгресса; разрешения 2001 года на применение военной силы, которое Конгресс принял после 11 сентября, не будет. Выдвижение давно игнорируемых утверждений о предполагаемых связях Ирана с террористическими организациями является лишь предлогом, тем более что сменявшие друг друга администрации игнорировали саудовские и эмиратские связи с Аль-Каидой на Аравийском полуострове во время войны в Йемене, а администрация Обамы помогала филиалу Аль-Каиды в Сирии.
   Более существенно, Вашингтон не хочет идти на войну с Ираном, который больше Ирака, имеет в три раза больше населения и является реальным государством. Режим, хотя непопулярен у многих иранцев, укоренен гораздо лучше, чем диктатура Саддама Хусейна. Тегеран обладает средствами массового поражения, ракетами и союзниками, которые могут распространить хаос по всему региону. Американские силы в Сирии и Ираке будут уязвимы, в то время как стабильность Багдада может быть поставлена под угрозу. Если американцы находят приятным разгром Ирака, то им бы понравится хаос, который может возникнуть в результате попыток насильственного уничтожения иранского государства. Дэвид Фрум, один из самых ярых неоконсерваторов сторонников вторжения в Ирак, предостерегал, что война с Ираном будет, повторением грубой ошибки Ирака на «гораздо более крупных продажах, без союзников, без оправдания и без какого-либо плана дальнейших действий».
   У Ирана также нет желания войны, которую он проиграл бы. Однако агрессивная экономическая и военная политика Вашингтона оказывает давление на Тегеран для того чтобы тот отреагировал. Тем более что политика администрации - санкции, направленные на развал экономики, военные действия, подготовка к войне - почти наверняка оставила в Тегеране сторонников жесткой линии, в том числе Корпус Стражей Исламской революции, выступавших против переговоров с Вашингтоном.
Тщательно выверенные военные действия, такие как нападения, на танкеры, могут быть направлены на то, чтобы продемонстрировать «решимость» завоевать доверие. Вашингтонские политики постоянно оправдывают военные действия необходимостью продемонстрировать, что они готовы к военным действиям. Это еще более важно для более слабой державы. Более того, отмечает Евразийская группа, иранские спецслужбы «имеют десятилетнюю историю проведения атак и других операций, направленных именно на подрыв дипломатических целей избранных представителей». Если Иран несет ответственность, - заметил Али Ваез из Международной кризисной группы, то извращенная политика администрации «делает Иран более, а не менее агрессивным», тем самым делая Ближний Восток более, а не менее опасным.
   Конечно, Тегеран отрицал какую-либо роль в атаках, и есть веские основания ставить под сомнение необоснованные заявления администрации Трампа об иранской вине. Президентское безразличное отношение к правде вызывает серьезные вопросы. Европейцы также указывают на ложь администрации Буша об Ираке и сфабрикованный инцидент в Тонкинском заливе 1964 года, который использовался для оправдания вступления Америки во Вьетнамскую войну. Что еще более важно, администрация демонстративно разжигала нынешний кризис, разгромив JCPOA, начав экономическую войну против Ирана, угрожая экономическим партнерам Тегерана и настаивая на подчинении Ирана. Циник мог бы с полным основанием заключить, что президент и его помощники надеялись спровоцировать жесткий иранский ответ.
   Другие злоумышленники также могут нести ответственность за нападения на танкеры. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, ИГИЛ и Аль-Каида, вероятно, считают, что они выиграют от американской войны с Тегераном и могут решиться ускорить процесс, разжигая инцидент. Действительно, газета, принадлежащая саудовской королевской семье, недавно призвала к ударам США по Ирану. Одна из причин того что Аль-Каида предприняла атаки 11 сентября, заключалась в том, чтобы вызвать американский военный ответ против мусульманской нации. Американо-иранская война стала бы источником всех ближневосточных конфликтов.
   Вместо того, чтобы продолжать движение по военной спирали вверх, Вашингтон должен разрядить напряженность в Персидском заливе. Администрация довела Ближний Восток до кипения. Она может успокоить воду. Вашингтон должен остановить свои вооруженные силы, предложить провести многосторонние дискуссии со странами потребителями нефти, энергетическими компаниями и операторами танкеров по созданию совместной военно-морской безопасности на чувствительных водных магистралях, в том числе на Ближнем Востоке. Учитывая растущую внутреннюю добычу энергоносителей в Америке, этот вопрос больше не должен рассматриваться как ответственность Вашингтона. Другие богатые промышленно развитые государства должны делать то, что необходимо для их экономической безопасности.
   Администрация также должна сделать серьезное предложение для переговоров. Это будет нелегко. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил: «переговоры не приносят пользы и вреда». Далее он утверждал, что «переговоры, это тактика такого давления», которое является конечной «стратегической целью». Даже президент Хасан Роухани отверг контакт без изменения политики США. «Всякий раз, когда они снимают несправедливые санкции и выполняют свои обязательства и возвращаются за стол переговоров, который они сами покинули, дверь не закрывается», - сказал он. В кулуарных обсуждениях иранцы предположительно предлагали США отменить последние санкции, по крайней мере, в отношении продажи нефти, прекратить попытки по разрушению экономики Ирана.
   Если президент серьёзно стремится к переговорам с Тегераном, то он должен продемонстрировать, что не предполагает превентивной капитуляции. Администрация должна остановить свою кампанию «максимального давления» и предложить многосторонние переговоры по ужесточению ядерного соглашения в обмен на дополнительные уступки со стороны США и союзников, такие как последующее смягчение режима санкций.
   Параллельно Вашингтон должен предложить переговоры по снижению напряженности в других вопросах. Впрочем, здесь, в самом деле, не должно быть никаких предварительных условий, тот самый президентский список Помпео требуется отправить в камин Белого дома. В обмен на готовность Ирана отказаться от конфронтационного поведения в регионе США должны предложить взаимность - например, показать готовность сократить продажи оружия саудовцам и Эмиратам, прекратить поддержку йеменской войны и вывести американские войска из Сирии и Ирака. Тегеран гораздо больше заинтересован в безопасности соседей, чем Соединенные Штаты, что Вашингтон должен уважать, если последнее ведёт к эффективному умиротворению Ирана. Администрация должна пригласить европейцев присоединиться к такой инициативе, так как они имеют еще больший повод для беспокойства относительно иранских ракет и многого другого.
   Наиболее существенно, американские политические деятели должны играть долгую игру. Наоборот, чем пытаться разрушить Исламскую Республику и надеяться на лучшее, Вашингтон должен поощрять Иран к открытости, создавая больше возможностей и влияния для молодого поколения, которое желает более свободного общества. Это требует большей вовлеченности, а не изоляции. Конечной целью Вашингтона должна стать либеральная трансформация Ирана, освобождение древней цивилизации, чтобы вернуть себе ведущую роль в современном мире, что окажет огромное влияние на регион.
   Администрация Трампа по сути является одной маленькой хитростью, когда дело доходит до внешней политики по отношению к враждебным государствам. Стандартный норматив заключается в оказании массированного экономического давления и требовании капитуляции. Этот подход не для всех случаев. Вашингтон добивается провоцирования огромных экономических трудностей, но ни один целевой режим не капитулировал. В Иране, как и в Северной Корее, политика США резко повысила обострение напряженности и шансы на конфликт.
Война обернется катастрофой. Вместо этого администрация обязана, объяснил Джеймс Фоллоуз, «посредством блефа и терпения изменить действия правительства, мотивы которого он плохо понимает и на которое его влияние ограничено». Что требует от администрации принятия новой, более серьезной стратегии в отношении Тегерана, и очень быстро.
 
Даг Бандоу - старший научный сотрудник Института Катона и бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана. Он является автором книги «Зарубежные безумия: новая глобальная империя Америки».
 
 
dostoinstvo2017.ru
Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru