Дата публикации: 04.06.2021
0
119
На фото: B-1B Lancer ВВС США из 9-й экспедиционной бомбардировочной эскадрильи на линии полета на станции ВВС Орланд, Норвегия (Фото: Airman 1st Class Colin Hollowell/Keystone Press Agency/Global Look Press)
Пентагон забывает, что Россия не лыком шита, и не только на Севере
Материал комментируют: Александр Дробышевский
Как и предполагалось, стратегические бомбардировщики ВВС США В-1 В Lancer «застряли» в Норвегии, чтобы блокировать Северный флот РФ — с претензией на контроль Арктики. Сюда они прибыли ещё в феврале в рамках учений Arctic Hawk-2021 и вроде как временно разместились на норвежском аэродроме Орланд. И вот теперь, как сообщает американский портал 19fortyfive, эти четыре «бомбера», которые после манёвров уже должны были вернуться на свою базу, однако остались в Норвегии, а командование US Air Force подтвердило свои намерения закрепиться в данном регионе. Объяснение простое — «подать сигнал России».
И хотя в самой Норвегии тогда поспешили заверить, что размещение американских бомбардировщиков на территории страны не нацелено против России, на поверку вышло всё иначе. По словам министра обороны Норвегии Франка Баке-Йенсена после завершения учений американские самолёты в течение месяца покинут территорию страны.
«То, что наши союзники проводят у нас учения, является частью принятой Норвегией политики в сфере безопасности и естественно в плане сотрудничества в рамках НАТО. Россия это хорошо знает, реальных причин для возмущения у неё нет», — заявлял Баке-Йонсен.
Сейчас он молчит — слов не слышно из-за рёва турбин американских самолётов, к которым на усиление прилетели ещё и бомбардировщики В-52 Stratofortress (понятно, что исключительно для участия в учениях).
Соединённые Штаты уже не первый год «точат зуб» на Арктику и мечтают потеснить в этом регионе Россию, которая северные широты не только осваивает, но и разворачивает здесь военные базы, в том числе и аэродромы, для защиты своей территории. У США полный провал с ледокольным флотом (его попросту нет), авианосцы по Северному Морскому пути точно не пройдут, одна надежда на базирование в северных широтах. Вариантов немного — на Аляске и острове Адак, входящего в Алеутский архипелаг (база там законсервирована с 1997 года).
Воздушные силы командования Аляски представлены 11-й воздушной армией, части которой располагаются на двух авиабазах — «Элмендорф» в Анкоридже и «Эйельсон» в Фанбанксе. Состав — истребители-перехватчики, самолёты ДРЛО, ВТА и заправщики. Предполагается и размещение на постоянной основе стратегических бомбардировщиков и истребителей F-35.
Если смотреть по карте — со стороны Аляски контролировать всю Арктику не представляется возможным, разве что с использованием стратегической авиации, которая на всём маршруте не будет прикрыта истребителями. Не случайно США так настойчиво сейчас «вгрызаются» в Норвегию — в западной части арктического региона, откуда можно контролировать и Баренцево и Карское моря. Цепочка, пусть это будет и не якорная цепь, таким образом, замкнётся по северным широтам вокруг России.
Норвегия, хотя и является страной-членом НАТО, всегда позиционировала себя как территорию, на которой не могут находиться на постоянной основе иностранные вооружённые подразделения, пусть даже это войска альянса. Но не всё так просто с норвежским Королевством. Вспомним, что Осло и Вашингтон недавно продлили соглашение о дислокации на территории Норвегии подразделений морской пехоты США, увеличив их численность в два раза.
На авиабазе Аннейя размещается эскадрилья самолётов базовой патрульной авиации «Посейдон» (Boeing Р-8, патрульный противолодочный самолёт, несущий на борту торпеды и противолодочные бомбы) американских ВМС.
Идёт строительство радиолокационной станции ПРО «Глобус-3», расположенной в 25 километрах от российской границы на острове Вардё.
Активно проводится модернизация аэродромов Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге, обновляется портовый терминал Гротсунд для обеспечения приёма атомных подводных лодок военно-морских сил США.
Поводом для беспокойства России стало и известие об оборудовании отдельного порта для приёма атомных субмарин, расположение которого запланировано в Тромсё, который называют «воротами Арктики» (350 км за полярным кругом).
НАТО, в том числе с участием США, проводят в Норвегии крупные учения (Trident Juncture) с привлечением около 50 тысяч военнослужащих, 150 самолётов и 60 кораблей, которые позволяют предположить, что Норвегия становится антироссийским бастионом на Севере.
Укрепление своего присутствия на арктическом направлении со стороны Норвегии за счёт бомбардировщиков В-1 В и В-52, Пентагон рассматривает как серьёзную угрозу для России на Севере. Тут нельзя не согласиться. Те же В-1В Lancer хотя и не являются самыми современными в ВВС США (в эксплуатации с 1984 года) и по многим параметрам уступают российскому «стратегу» Ту-160 «Белый лебедь»), представляют собой весьма грозную силу. В первую очередь за счёт несомых каждым самолётом 24 крылатых ракет AGM-158 JASSM с дальностью полёта до 360 километров и до 980 километров в модификации JASSM-ER. 450-килогрмовые проникающие части этих ракет обладают точностью попадания в цель с отклонением в 3 метра. К тому же эти самолёты обладают способностью маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.
Бомбардировщики В-52 Stratofortress, хотя и называют «самыми тяжёлыми долгожителями» ВВС США (эксплуатируются с 1955 года), являются рекордсменами по дальности полёта среди самолётов стратегической авиации (16 090 км) с боевым радиусом в 7 210 километров. Может нести как обычное вооружение, так и ядерное и высокоточное, в том числе 12 крылатых ракет GM-158 JASSM, предназначенных для поражения высокозащищённых стационарных и перемещаемых целей на дальности 980 километров. В общем, неприятные такие соседи, способные наносить удары по российской территории.
Россия тоже не лыком шита — на прибытие в Норвегию американских В-1 В Lancer ответила «превентивными» мерами. Ещё в начале февраля два стратегических бомбардировщика ВКС РФ совершили демонстрационный полёт в районе Кольского полуострова, а затем ещё продолжительное время барражировали над нейтральными водами Северной Атлантики.
Российские самолёты Ту-160 со своей базы в Энгельсе направились к Северному Ледовитому океану, затем взяли курс на запад к Шпицбергену. После этого прошли вдоль норвежского побережья, и ушли обратно к Энгельсу. На части маршрута бомбардировщики сопровождали истребители-перехватчики МиГ-31, которые являются носителями новейших российских гиперзвуковых ракет «Кинжал». Подобные пролёты теперь совершаются регулярно.
В Арктике Вооружённые силы РФ «окопались» давно и надёжно, в том числе за счёт разветвлённой сети военных аэродромов по всему периметру российского заполярья. Ещё в 2017 году «Свободная пресса» рассказывала о введении в строй самого северного в мире военного аэродрома, который будет способен круглогодично принимать практически все типы военно-транспортных самолётов. Причём, не только Ил-76 или топливозаправщиков Ил-78, но и истребителей и фронтовых бомбардировщиков.
На острове Земля Александры была образована авиационная комендатура, радиолокационная рота, зенитно-ракетный дивизион комплексов ПВО «Панцирь-С1», пункт наведения боевой авиации. Были оборудованы места самолётных стоянок, в том числе крытые отапливаемые ангары для Су-34, которые здесь находятся в составе дежурных сил. Хранилище авиационных средств поражения (бомб и ракет) предполагает на нанесение множественных ударов по потенциальному противнику.
— Для боевой авиации, в первую очередь истребительной, крайне важны места дислокации, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, — говорит авиационный эксперт Александр Дробышевский. — Ещё во времена Великой Отечественной войны использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевой аэродром находился практически у линии фронта. На Севере, с его многотысячными расстояниями, тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния. Не тратить драгоценное время, взлетев, скажем, из Новосибирска, а подняться в воздух из акватории Северного Ледовитого океана — тут любая цель близка.
Присутствует выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации. В принципе, ей там нет необходимости постоянного базирования, но в случае необходимости «стратеги» могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, а их предполагается содержать целый десяток, и совершать боевые вылеты до тех же США с возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет.
По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые «аэродромы подскока», которые позволят в случае необходимости полностью контролировать не только небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любые цели в этой части континента.
Всего в Арктике возведено десять военных аэродромов, программа строительства которых началась ещё в 2014 году. Большинство из них, в том числе на острове Земля Александры, уже готовы к боевому применению. Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты ещё никто в мире осуществить не мог — Россия смогла и обеспечила свои северные рубежи надёжной защитой с суши, воздуха и воды.
Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них имеет возможность обеспечивать взлёт и посадку как тяжёлых транспортных самолётов, так и истребителей-перехватчиков, в первую очередь МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать как самолёты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических. Все аэродромы всесезонные и могут принимать различные типы самолётов.
Виктор Сокирко
Источник: https://svpressa.ru/
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru