Дата публикации: 21.10.2025
0
10

(Убийце)
Если бы ты поразмыслил о лице жертвы, то вспомнил бы свою мать в газовой камере.
Это освободило бы тебя от мудрости пистолета и изменило твоё мнение:
так идентичность не восстанавливается!
«В осаде», Махмуд Дарвиш, 2002 год
Сложная динамика силы, власти, насилия и морали является краеугольным камнем для понимания современных конфликтов на Ближнем Востоке, особенно после атак 7 октября. Тогда Бригады Аль-Кассам ХАМАС и Бригады Сарая аль-Кудс «Исламского джихада» [1] в Палестине совершили нападение на Израиль 7 октября 2023 г., убив около 1200 человек – в основном мирных жителей – и похитив ещё 250 мирных граждан.
Ханна Арендт утверждала, что, хотя насилие может разрушить имеющиеся силовые структуры, оно не в состоянии само по себе создать подлинную власть, имеющую легитимность. «Насилие может уничтожить власть, но оно совершенно неспособно создать её» [2]. Когда международное сообщество отреагировало на террористическую атаку 7 октября, реакция преимущественно сводилась к выражению сочувствия жертвам среди мирного населения и похищенным израильтянам, а также к осуждению терактов, совершённых ХАМАС. Израиль интерпретировал эту общественную симпатию как предоставление «легитимности» военным операциям в Газе. Кроме того, единодушные заявления большинства официальных лиц Запада, говоривших о праве Израиля на самооборону, были восприняты как «зелёный свет» для безнаказанного проведения военных рейдов. Так что в скором времени Израиль начал очередную военную кампанию в секторе Газа. Исходя из расчётов военной мощи, он верит, что одержит победу, стремясь добиться её любой ценой.
Спираль насилия
Франц Фанон понимал насилие как инструмент колониального владычества и средство освобождения от колониального гнёта, отражение глубинного стремления бороться за собственную идентичность и представительство. Нападение ХАМАС 7 октября – пример того, как насилие может быть использовано и оправдано преступниками в качестве реакции на угнетение и колонизацию. Это перекликается с точкой зрения Фанона, что «колонизированный субъект – это преследуемая личность, вечно мечтающая о том, чтобы стать преследователем» [3].
Однако атака привела в действие спираль насилия, которое вышло из-под контроля, серьёзно затрагивая жизнь палестинских граждан в Газе и на Западном берегу, угрожая уничтожить последнюю надежду на создание палестинского государства и дестабилизируя весь регион. На протяжении двух лет беспощадный и неумолимый цикл насилия неуклонно нарастает. Маловероятно, что в обозримом будущем возможны устойчивые решения. Такая траектория может лишь порождать новые радикальные идеологии и усугублять нестабильность в регионе.
В работе «Геноцидальная ментальность: нацистский Холокост и ядерная угроза» [4] Эрик Маркуссен и Роберт Джей Лифтон провели сравнительный анализ двух случаев. Они объясняют: есть общие механизмы, создающие то, что они называют «геноцидальной ментальностью». Если расширить их анализ, включив в него ситуацию в Газе, то можно выявить полезные закономерности, чтобы лучше понять и интерпретировать сложившиеся там обстоятельства.
Они пишут: чтобы геноцидальная ментальность в обществе перешла из состояния «потенциальной угрозы» в «реальную» и/или активно проводимую политику, она должна пройти ряд стадий.
Всё начинается с социально-психологической обработки и подготовки общества. Убеждая людей в том, что они находятся под постоянной экзистенциальной угрозой со стороны окружающей среды, какой-то группы или нации, идеологи создают ощущение угрозы их выживанию и безопасности. Этот процесс включает в себя «формирование образа врага» и демонизацию другой стороны.
Он также может подразумевать отрицание прав определённых групп и принятие против них дискриминационных законов. В итоге такое способствует размежеванию в обществе и дегуманизации населения. Похоже, что подобный процесс прежде всего предполагает «психологическое уничтожение» другой стороны.
Попутно стоит отметить, что аналогичные меры на Востоке и Юге Украины принял киевский режим под руководством Владимира Зеленского. Верховная рада Украины утвердила ряд законов, включая меры, запрещающие образование на русском языке и деятельность российских СМИ на территории страны. Культурные события в России замалчивались, а русские книги изымались из библиотек. Кроме того, были приняты законы, лишающие людей в некоторых регионах религиозных, культурных и языковых прав, включая ограничения на деятельность Православной Церкви. Когда киевский режим пришёл к власти в результате военного переворота, он объявил жителей Донбасса террористической группой, подвергая их обстрелам и атакам. Для распространения русофобии по всему миру ведётся информационная война как на Западе, так и на Украине. Основной целью этой кампании является демонизация России во всём мире.
Описанная динамика не может быть «активирована», пока некое событие не станет триггером глубокой травмы, потенциально способное привести к взрыву насилия. В случае с Израилем таким событием стала вылазка террористов 7 октября 2023 года. Это событие ознаменовало веху, когда Израиль пересёк «порог» катастрофы, приступив к совершению актов геноцида против «других», тем самым только усугубляя травму в обществе. Чтобы праворадикальное правительство премьер-министра Нетаньяху ответило геноцидом, ему нужна была травмированная нация, уже находящаяся под психологическим воздействием воспринимаемых экзистенциальных угроз со стороны окружающих «врагов», обострённых исторической травмой и несправедливостью, укоренившимися в памяти о Холокосте. Израильтяне предпочли отреагировать на такое ощущение угрозы масштабной военной операцией против жителей Газы, то есть ответить на насилие ещё более жестоким насилием.
Как только этот порог катастрофы преодолевается, срабатывает механизм активации, и насилие становится осязаемым. Психологические барьеры падают. Это подтверждается некоторыми высказываниями израильских официальных лиц, которые подчёркивают данную проблему. Бывший министр обороны Йоав Галант заявил: «Мы сражаемся с животными». Премьер-министр Биньямин Нетаньяху охарактеризовал Газу как «город зла», обещав уничтожить его. Подобные фразы как бы лишили жителей Газы человеческого облика и ввели израильское общество в состояние «отчуждения» от жестокой реальности в Газе.
То, что происходит, – порочный круг непрекращающейся жестокости и насилия. Включается механизм дегуманизации и угнетателя, и угнетённого (немалое число людей с обеих сторон не испытывает сочувствия к невинным жертвам в Газе и Израиле), поскольку человеческая душа становится испорченной: она разлагается, повреждается, лишается человечности и превращается в искажённую версию человеческого бытия. Конечный результат – шок в обществе, отчуждение и утрата эмпатии к другим людям. Все эти факторы, среди прочих (важнее всего неэффективность международного права и международных организаций в рамках основанного на неких правилах мирового порядка), поддерживают циклы насилия и препятствуют усилиям по примирению, мирным решениям и мирному сосуществованию.
«Мы не будем испытывать сострадание, если верим, что человек полностью заслуживает страдания. У нас может появиться чувство вины, но тогда в нашем сострадании мы обычно осознаём, что страдание превышает меру вины. В большей степени, чем многие трагические фигуры в истории, они страдают от последствий тех событий, в которых не принимали активного участия» [5].
Через насилие правительство Нетаньяху не только разрушает Газу и права палестинцев на государство, но и изолирует Израиль на региональном и международном уровнях.
В США зафиксировано более десяти тысяч антисемитских инцидентов, что на 200 процентов превышает прошлогодний показатель, помимо массовых протестов и критики Израиля во всём мире. Подход Нетаньяху демонстрирует, что его праворадикальное правительство предпочитает грубое насилие политике или дипломатии, это указывает на бессилие, которое, в свою очередь, порождает ещё больше насилия. «Правление посредством грубого насилия – первый признак утраты власти; замена власти насилием может привести к победе, но цена её очень высока; ведь платит её не только побеждённый, но и победитель в смысле утраты власти» [6].
Согласно докладам международных организаций, в Газе погибло более 60 тысяч палестинцев. Регион страдает от сильного голода. Несмотря на использование современных систем вооружения в войне против Газы, Израиль не смог достичь ни одной из заявленных целей. Это лишний раз доказывает, что средства насилия часто несоразмерны поставленной цели, что делает войну и насилие иррациональным, абсурдным и всё более произвольным способом решения проблем. «Технологическое развитие средств насилия достигло такого уровня, что ни одна политическая цель теперь несоизмерима с их разрушительным потенциалом и не может оправдать их фактическое применение в вооружённом конфликте» [7].
Биньямин Нетаньяху, возможно, ещё не добился ни одной из заявленных целей, но это не означает, что он не достиг «скрытых»: стать региональным гегемоном и переформатировать новый Ближний Восток. Вот что он сказал: «Половина руководства хуситов в Йемене исчезла. Яхья Синвар в Газе исчез. Хасан Насралла в Ливане исчез. Режим Асада в Сирии исчез. Эти ополченцы в Ираке? Что ж, пока удаётся их сдерживать. А их лидеры, если только они нападут на Израиль, тоже исчезнут. А что касается высших военачальников Ирана и его ведущих ядерных учёных… их тоже больше нет».
Конфликт вышел за рамки сдерживания в качестве главной цели. Однако вера, что наращивание усилий по сдерживанию – лучшая гарантия мира, – на самом деле является основным фактором войны в регионе.
Так что можно согласиться с аргументами Маркуссена и Лифтона, которые утверждали, что геноцидные системы скрывают истинные намерения через идеологию, покров секретности и обман. Данный тезис подтверждается некоторыми отчётами, указывающими, что правительство Нетаньяху несёт немалую долю ответственности за атаки 7 октября. Другие авторы, такие как Адам Раз в своей книге «Дорога к 7 октября: Биньямин Нетаньяху, бесконечное воспроизводство конфликта и моральная деградация Израиля», говорят, что Нетаньяху в прошлом поддерживал ХАМАС, одобряя переводы денежных средств его лидерам ради ослабления Палестинской автономии и сохранения господства Израиля. Именно он помогал ХАМАС нарастить военные мышцы, подрывая усилия по примирению и сопротивляясь шагам по разрешению конфликта посредством создания двух государств.
Иллюзия мира
Во время саммита ООН по разрешению конфликта за счёт создания двух независимых государств на территории Палестины несколько западных стран признали её государственность. Хотя это сугубо символический шаг, Израиль может использовать его для оправдания дальнейшей эскалации на земле. Символический жест мало что добавляет к легитимности Палестинской автономии, но, напротив, усиливает решимость Израиля ликвидировать оставшиеся очаги сопротивления в Газе и на Западном берегу, даже если это «мнимые угрозы», существующие только в воображении израильских лидеров. В то же время Соединённые Штаты предложили план завершения конфликта, включающий 21 пункт. Хотя его поддерживают некоторые региональные и американские чиновники, он не решает ключевые вопросы, такие как разоружение ХАМАС и создание палестинского государства. Израиль и ХАМАС могут выступить против принятия этого плана, что делает его успех неопределённым. Нетаньяху ясно дал понять во время обращения к Генеральной Ассамблее ООН: «Мы не позволим мировому сообществу навязать нам террористическое государство у наших границ».
Среди всех противоречий, беспрецедентные пропалестинские протесты по всему миру, заминка в признании государственности Палестины западными странами, голод в Газе и страдания простых семей с обеих сторон – как израильской, так и палестинской – вызывают серьёзную обеспокоенность. Вместе с тем, на земле ничего не достигнуто. Ситуация продолжает ухудшаться, и возникает безнадёжный вопрос: остались ли среди палестинцев и израильтян те, кто искренне желает примирения?
Вспомним концепцию гибридности. Гибридность часто используется в постколониальных дискуссиях для обозначения культурного смешения или обмена, при котором игнорируется дисбаланс и неравное положение между колонизатором и колонизированным населением. Этот термин в основном связан с работой Хоми Бхабхи [8], где он описывает создание новых, смешанных культурных форм через колонизацию. Он бросает вызов идее, что культуры являются чистыми и обособленными, продвигая вместо этого идею культурного многообразия как вдохновляющего начала, позволяющего разным культурам взаимодействовать и влиять друг на друга. Можно ли сегодня представить себе будущее, где национальные интересы переосмысливаются через сосуществование и поддерживаются солидарностью, исключая экстремизм с обеих сторон? Или уже слишком поздно оставаться оптимистом?
Если гражданские лица глубоко поразмыслят, они осознают, что насилие, господство, политическая поляризация и угнетение лишили их человечности, погрузив в состояние жестокого, нечеловеческого мышления и действий – «войну всех против всех», как описал её Томас Гоббс. В подобной среде ни одно государство не сможет существовать, сохраняться или процветать; напротив, насилие – рецепт взаимного уничтожения.
В этом регионе общественное мнение как израильтян, так и палестинцев фактически похищено – лишено свободы выбора и мысли – и подвержено страху перед недругом. Правительство Нетаньяху, состоящее из крайне правых сил, вместе с экстремизмом ХАМАС и «Исламского джихада» довели оба народа до психического и эмоционального истощения. В этих условиях находящиеся у власти люди стимулируют и эксплуатируют глубинные человеческие пороки в своих интересах ради собственного политического выживания и сохранения власти. Ханна Арендт пишет в своей книге «Эйхман в Иерусалиме: отчёт о банальности зла»:
«Зло возникает из неспособности мыслить. Оно противоречит мысли – ведь как только мысль начинает взаимодействовать со злом, исследуя лежащие в его основании предпосылки и принципы, её постигает разочарование, потому что там ничего нет – зло на удивление банально».
Автор: Лиса Иссак, доктор политологии, специалист по международным связям Адыгейского государственного университета (г. Майкоп).
Сноски
[1] Организация признана террористической и запрещена в РФ.
[2] Arendt H. Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. N.Y.: Viking Press, 1963. 312 p.
[3] Fanon F. The Wretched of the Earth. N.Y.: Grove Press, 1963. 316 p.
[4] Marcussen E., Lifton, R.J. The Genocidal Mentality: Nazi Holocaust and Nuclear Threat. N.Y.: Basic Books, 1990. 346 p.
[5] Nussbaum M.C. Compassion & Terror // Daedalus. 2003. Vol. 132. No. 1. P. 10–26.
[6] Arendt H. On Violence. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich Publishers, 1970. 120 p.
[7] Arendt H. On Violence.
[8] Bhabha. H. The Location of Culture. L., N.Y.: Routledge, 1994. 285 p.
Источник: https://globalaffairs.ru/
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru