Главная \ Различные интересы \ Геополитика и война \ Конфликты \ ПЕРЕХОД ЯПОНИИ К ВОЕННЫМ ОСНОВАМ

ПЕРЕХОД ЯПОНИИ К ВОЕННЫМ ОСНОВАМ

58
ПЕРЕХОД ЯПОНИИ К ВОЕННЫМ ОСНОВАМ
ПЕРЕХОД ЯПОНИИ К ВОЕННЫМ ОСНОВАМ
   На протяжении всей холодной войны Соединённые Штаты и Япония сосредотачивались на угрозе со стороны Советского Союза, но с ростом напряжённости вокруг Тайваня, Токио повернулся на юг, приняв принципы, которые отстаивал перед своей смертью бывший премьер-министр Синдзо Абэ.
   События этой недели [09-15.01.2023] являются последними в этой тенденции, а визит премьер-министра Фумио Кисиды в Вашингтон знаменует собой значительные изменения в американо-японском альянсе. Впервые за десятилетия Токио и Вашингтон серьёзно готовятся к возможности крупного конфликта в ближайшей перспективе. Как предупреждает новая стратегия национальной безопасности Японии: «Нельзя исключать, что в будущем в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно в Восточной Азии, может возникнуть серьёзная ситуация». Вчера [11.01.2023] лидеры альянса объявили о ряде изменений в оборонной стратегии, обновлённых отношениях командования и новых механизмах подготовки. Короче говоря, американо-японский альянс переходит на военную основу.
   Может показаться очевидным, что Япония и Соединённые Штаты должны готовиться к войне в Индо-Тихоокеанском регионе. В конце концов, союзники сталкиваются с растущими вызовами со стороны трёх ядерных противников: Китая, России и Северной Кореи. За последнее десятилетие Соединённые Штаты и Япония отреагировали на это медленным, но целенаправленным укреплением военного потенциала для сдерживания конфликтов. Но вторжение президента Владимира Путина в Украину и растущее давление Генерального секретаря Си Цзиньпина на Тайвань напомнили лидерам в Токио и Вашингтоне, что даже тщательно продуманные усилия по сдерживанию могут потерпеть неудачу, причём последствия могут быть ужасными. Перед лицом новой неопределённости возникла необходимость в более надёжном наборе мер реагирования.
 
Главный союзник Америки в Азии
   Япония занимает уникальное положение для сдерживания региональных конфликтов. Токио управляет третьей по величине экономикой в мире, в последние годы постепенно увеличивает расходы на оборону и под руководством Абэ предпринял серьёзные шаги по модернизации своего союза с Соединёнными Штатами. Кроме того в Японии находится больше американских военнослужащих, чем в любой другой стране мира. А также японские лидеры активизировали свои действия по широкому кругу вопросов, от наказания российской агрессии на Украине и оказания помощи Киеву до сотрудничества в цепочках поставок полупроводников и поддержки Индо-Тихоокеанской экономической структуры администрации Байдена.
   Эксперты справедливо отметили, что это не революционный отказ от пацифизма, а скорее более скромный набор эволюционных изменений в японской политике безопасности. Действительно, основные элементы программы преобразований Абэ оставались невыполненными на момент его убийства в прошлом году. Зато многие ограничения, введённые пацифистской конституцией и историей Японии, в настоящее время ослабляются или корректируются. Увеличение расходов Японии на оборону и внедрение возможностей нанесения контрударов - это всего лишь два примера изменений, происходящих под руководством Кисиды.
   Действительно, подготовка Японии к конфликту до сих пор отставала от подготовки других главных союзников Америки. Южная Корея и Соединённые Штаты имеют объединённое командование и опыт совместного реагирования на частые провокации со стороны Северной Кореи. Австралия сражалась бок о бок с Америкой во всех крупных конфликтах в прошлом столетии. А союзники по НАТО столкнулись с войной на пороге своего дома; вместе сражались в Афганистане; а также после окончания холодной войны, принимали активное участие в конфликтах на Балканах. Аналогично, американо-японскому альянсу предстоит кое-что наверстать, если он хочет быть полностью готовым к серьёзным непредвиденным обстоятельствам.
   Таким образом, эта неделя [09-15.01.2023] знаменует собой начало серьёзного - причём необычайно стремительного - сдвига в подходе Японии. Некоторые детали были уже объявлены Консультативным комитетом по безопасности, двусторонней встречей министров обороны и иностранных дел/секретарей, в просторечии известной как встреча 2+2. Эти объявления показывают, что одновременно происходят три крупных преобразования:
  1. увеличение расходов на оборону в Токио,
  2. переосмысление отношений между командованием и
  3. существенные изменения в позиции и потенциале.
Каждый из них важен сам по себе, но вместе они представляют собой коренное изменение подхода американо-японского альянса к сдерживанию и ведению боевых действий.
 
Амбициозная программа
   Во-первых, Япония увеличивает свои расходы на оборону и наращивает военные запасы, необходимые современным боевым действиям. На протяжении десятилетий расходы Японии на оборону оставались на уровне или ниже 1 процента от её валового внутреннего продукта. Теперь Кисида планирует, в течение пяти лет, почти удвоить расходы на оборону до 2 процентов. Если это будет выполнено в полном объёме, по величине расходов на оборону Япония поднимется с девятого места до третьего, уступая только Соединённым Штатам и Китаю.
   Конечно, существуют реальные проблемы с увеличением расходов на оборону. Японскую общественность нужно будет убедить платить больше налогов, но детали всё ещё обсуждаются в парламенте. Кроме того, новые возможности не могут быть приобретены в одночасье. Как Соединённые Штаты выяснили на Украине, учитывая ограниченные промышленные мощности для многих ключевых систем вооружений, запасы, могут пополняться, только медленно. На поставку новых ракет, таких как «Томагавки» или модернизированная версия японской ракеты класса «земля-корабль» Type-12, уйдут годы. Поэтому для этого потребуется тесное сотрудничество не только между правительствами, но и в оборонной промышленности союзников.
   Во-вторых, Соединённые Штаты и Япония обновляют свои механизмы командования и контроля. Токио объявил, что создаст постоянно действующий объединённый штаб в Японии для командования японскими силами самообороны во время кризиса. В случае полной реализации это дало бы Японии собственную версию боевого командования и упростило бы её координацию с американскими силами в случае серьёзных непредвиденных обстоятельств. Тем временем Конгресс США потребовал создания нового штаба объединённых сил в Индо-Тихоокеанском регионе, чтобы сделать то же самое для американских вооружённых сил.
   Эти изменения, конечно, потребуют времени. Но как только они будут введены в действие, они обеспечат американо-японскому альянсу зачатки архитектуры, необходимой для командования и контроля в военное время. В отличие от НАТО или военного альянса США и Южной Кореи, у Вашингтона и Токио никогда не было по-настоящему объединённой структуры командования. Это стало очевидным во время операции «Tomodachi» в 2011 году, когда союзники пытались на начальном этапе отреагировать на землетрясение и цунами в Tohoku. Создание объединённого штаба должно стать первым шагом, в конечном счёте, к объединённому командованию, которое будет способно осуществлять командование и контроль союзников в военное время даже в самых напряжённых сценариях.
   В-третьих, союзники корректируют свою военную позицию, перемещая больше сил на Юго-западные острова Японии, важнейший географический регион, который простирается от материковой Японии на юг до 100 миль от побережья Тайваня. На протяжении всей холодной войны Япония уделяла больше внимания Советскому Союзу на севере, прежде чем в период после окончания холодной войны развернуться в первую очередь к Северной Корее на восток. В результате, до последнего десятилетия, Китай не был главным приоритетом на юге. Сегодня перспективы серьёзного конфликта из-за Тайваня растут, заставляя союзников коренным образом изменить свой подход. Имея это в виду, союзники объявляют о важном шаге: создании берегового полка морской пехоты США на Окинаве, который начнёт действовать к 2025 году.
   Это подразделение будет способно проводить операции по отказу на море, поскольку оно включает в себя как пехотный батальон, так и противокорабельную ракетную батарею Корпуса морской пехоты, вооружённую пусковой установкой NMESIS средней дальности. Такое подразделение, скорее всего, будет действовать с Окинавы, но также будет присутствовать в районе Ishigaki, Yonaguni, и Miyako, обеспечивая новые возможности вблизи Тайваньского пролива. Вооружённые силы США также сыграет свою роль, передислоцировав корабли для проведения различных операций в Японии и вокруг неё. Существует также возможность увеличения подготовки и учений союзных войск на юго-западных островах Японии. Все эти шаги пошлют Китаю понятный сигнал о том, что Вашингтон и Токио постоянно совершенствуют свой альянс на случай непредвиденных обстоятельств, в том числе в водах вокруг Тайваня.
 
Вывод
   Эти шаги, по-видимому, являются началом, а не концом серии инициатив, направленных на укрепление сдерживания путём укрепления американо-японской позиции и возможностей. Ожидаемые объявления об усилиях с Филиппинами, Австралией и другими странами обещают то, что помощник министра обороны Эли Ратнер назвал «самым важным годом для формирования доктрины». Предстоит ещё многое сделать для реализации этих реформ, но это значительное продвижение, которое заслуживает одобрения.
   Эти более широкие региональные рамки подтверждают тот факт, что изменения в американо-японском альянсе происходят не в вакууме. Южная Корея, Австралия, Филиппины и другие страны укрепляют отношения с Соединёнными Штатами в ответ на более агрессивное поведение Китая. Эти усилия должны быть тщательно скоординированы, чтобы подкреплять друг друга. Тем не менее, существуют реальные возможности для привлечения третьих сторон к этому новому подходу, как это происходит с Японией и Соединёнными Штатами, проводящими тренировки в Северной Австралии.
   Если Япония сможет увеличить свои расходы на оборону, модернизировать свои механизмы командования и управления, а также модернизировать свою оборонную структуру, это поставит Токио на новый важный путь. Вашингтону следует приветствовать решительный взгляд Кисиды и его весомый вклад в региональную безопасность. Переход Японии от пацифизма к региональному протекционизму ещё не завершён, впрочем, сейчас не стоит отрицать, это идёт полным ходом.
 
Зак Купер - старший научный сотрудник Американского института предпринимательства и партнёр Armitage International. Он ведёт подкаст «Всесторонняя оценка» для «Войны на скалах», а ранее занимал различные должности в Пентагоне и Белом доме.
 
Эрик Сэйерс - внештатный научный сотрудник Американского института предпринимательства и управляющий директор «Маяк Глобальной стратегии». Ранее он был специальным помощником командующего Индо-Тихоокеанским командованием (INDOPIA COM).
 
Фото: Фотография ВМС США, сделана специалистом по массовым коммуникациям 3-го класса Хавьером Рейесом
 
Источник: https://warontherocks.com/
 
В. Вандерер
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru
Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru