«Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать; по крайней мере этого нельзя сделать силами современных европейских государств…». Карл фон Клаузевиц
Название
Главная \ Различные интересы \ История России \ Россия Советская \ История создания российского дюралюминия для авиации великой аэрокосмической державы

История создания российского дюралюминия для авиации великой аэрокосмической державы

0
8
История создания российского дюралюминия для авиации великой аэрокосмической державы
Российский дюралюминий
   25 февраля 1888 года появился на свет выдающийся российский металлург Иван Сидорин, чьё имя уже навсегда связано с созданием таких инновационных материалов, как кольчугалюминий и хромансиль. Он также стал основателем знаменитого Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ). В 1907 году Иван Сидорин успешно завершил обучение в Александровском коммерческом училище, получив серебряную медаль и звание кандидата коммерческих наук. В том же году он поступил в Императорское Московское техническое училище. По окончании семилетнего обучения, он защитил дипломную работу «Проект доменного завода для юга России» и получил квалификацию металлурга. Его выдающиеся способности были замечены преподавателями, и ему было предложено остаться в училище в качестве преподавателя. Однако Первая мировая война внесла коррективы в его планы. Вместо академической карьеры Иван Иванович оказался призванным в 127-й запасной пехотный полк в Уфе в звании прапорщика.
Иван Сидорин
Иван Иванович Сидорин — советский учёный в области металловедения, основоположник отечественного авиационного материаловедения, создатель российского дюралюминия — кольчугалюминия. viam.ru
   Летом 1917 года инженер Сидорин получил приглашение от начальника Главного артиллерийского управления (ГАУ) для работы в консультативном бюро при ГАУ. Через год он был назначен на должность руководителя отдела испытания авиационных материалов и конструкций (ОИАМ) в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).
   Ученик профессора Н. Е. Жуковского, близкий друг и соратник А. Н. Туполева, Иван Сидорин стоял у истоков создания советской авиации, прежде всего нуждавшейся в материалах, из которых можно было бы строить самолеты. Как единственный специалист по авиационному материаловедению, в 1920 году он вошел в состав Научно-технического комитета при Главном управлении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии. Сидорин составил первые советские технические условия на все существующие к тому времени авиационные материалы.
АНТ-2 — первый русский цельнометаллический самолёт
АНТ-2 — первый русский цельнометаллический самолёт. Его планер и гофрированная обшивка целиком из кольчугалюминия, который был впервые получен в СССР в 1922 году. авиару.рф
 
МЕТАЛЛ ДЛЯ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКОГО САМОЛЕТА
   Сидорин поставил перед собой главную цель: найти металл, который можно будет использовать для самолетостроения. До тех пор летательные аппараты строились из дерева. Большинство авиаконструкторов не задумывались об альтернативе. Но Сидорин не сомневался: будущее самолетостроения — металл. В любом случае это должен быть алюминиевый сплав, поскольку сталь слишком тяжелая. Но сам по себе алюминий всё же недостаточно прочен. По требуемым параметрам мог бы подойти немецкий сплав дюралюминий — сплав алюминия и меди с добавками других металлов.
   Тем более что немецкая фирма «Юнкерс» уже имела опыт создания цельнометаллических самолетов из дюралюминия. Но всё-таки Сидорин решил искать более качественный сплав. Он взялся за изучение всех известных сплавов. Ему даже доставили трофейный «Юнкерс», где был использован дюралюминий. Но немецкий дюраль Сидорина не устраивал. В итоге металловед нашёл решение: он изменил концентрацию меди и марганца в сплаве и добавил полпроцента никеля.
   Состав был создан, но для испытаний требовалась технологическая база. В 1921 году Сидорин отправился во Владимирскую область, на Кольчугинский металлургический завод. Здесь началось налаживание производства первого отечественного металла для самолетостроения. Полученные образцы Сидорин испытывал сам.
   В 1922 году сплав для самолетостроения был создан. Его назвали «кольчугалюминий» — по названию города, где он был получен. От немецкого дюраля сплав отличался большей прочностью, и авиаконструкторы прозвали его «крылатым металлом». В дальнейшем кольчугалюминий с небольшими изменениями химического состава был переименован в «дюралюмин Д1», поскольку название «дюралюминий» стало применяться в международной практике как общее название сплавов такого типа (и применяется до сих пор).
   В октябре 1922 года была образована комиссия по созданию опытных металлических самолетов из кольчугалюминия, которую возглавил А. Н. Туполев. В состав комиссии также вошел И. И. Сидорин, как заместитель председателя.
   И 26 мая 1924 года первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из кольчугалюминия, поднялся в небо. Производство кольчугалюминия в промышленных масштабах требовало серьезных затрат: необходимо было переоборудовать заводы, поставить новые печи. И работа продвигалась, хоть и медленно.
АНТ-3 «Пролетарий»
В 1926 году на опытном цельнометаллическом полутораплане АНТ-3 «Пролетарий» был совершен первый круговой перелет по столицам Европы. авиару.рф
   К началу 1930-х годов стало ясно, что для создания авиационной техники необходимо применять специальные, учитывающие особенности её эксплуатации, материалы. Вот почему с исключительной активностью и напором профессор Сидорин ставил перед руководством ВВС и правительством вопрос об объединении отделов материалов ЦАГИ и ЦИАМа в самостоятельный институт.
   И добился своего. Учитывая особую важность и большой объем выполненных ОИАМ работ, 28 июня 1932 года приказом наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе в составе Главного управления авиационной промышленности был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ).
   Иван Сидорин был назначен заместителем начальника института по научной части. Как научный руководитель при «красном» директоре он сумел в сжатые сроки создать мощный и авторитетный коллектив, в довоенные и военные годы взявший на себя всю ответственность за качество металлургического производства и технологию изготовления материалов для деталей летательных аппаратов и их двигателей. Инфраструктура для научных исследований в ВИАМе в то время превосходила лучшие европейские технические университеты и лаборатории.
   Под руководством И. И. Сидорина и Г. В. Акимова в ВИАМе были созданы новые литейные алюминиевые сплавы, высокопрочные сплавы и стали, разработаны первые методы неразрушающего контроля, впервые применены рентгеноконтроль и ультразвук для контроля качества материалов и изделий, что послужило основой создания научного направления по радиационным методам контроля. Особо следует отметить создание стали хромансиль, намного опередившей зарубежные аналоги.
   Уже во время Корейской войны, сбив советский самолет, американцы установили, что советская сталь хромансиль намного прочнее американской. И сегодня многие ответственные конструкции в машиностроении выполняются из этой стали.
АЧ-30Б представляет собой V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный двигатель жидкостного охлаждения
АЧ-30Б представляет собой V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный двигатель жидкостного охлаждения. Наддув обеспечивается двумя турбонагнетателями. В качестве топлива используется керосин. На тот момент самый мощный в мире авиационный двигатель. Wikipedia
 
САМЫЙ МОЩНЫЙ АВИАДВИГАТЕЛЬ
   Наряду с работой в ЦАГИ и ВИАМе Иван Иванович Сидорин занимался педагогической деятельностью в Московском высшем техническом училище. Именно он в 1924 году настоял на введении в программу обучения студентов-механиков новой дисциплины «Металловедение и термическая обработка металлов» и стал первым лектором по этому курсу.
   В 1929 году ученый совет МВТУ принял решение о создании кафедры металловедения — первой подобной кафедры в мировой практике, руководство которой было поручено профессору Сидорину.
   В 1938 году металлург был репрессирован. Его направили в одну из «шарашек», а с началом войны перевели на Казанский моторостроительный завод. И лишь в конце 1942-го с Сидорина была снята судимость. Сталин лично включил его в список разработчиков нового мощного мотора для бомбардировщика дальнего радиуса действия. Сидорин был назначен главным металлургом завода № 45 (ныне НПЦ газотурбостроения «Салют»), где за короткий срок был сконструирован и внедрён в производство на тот момент самый мощный в мире авиационный двигатель АЧ-30Б.
   В 1946 году учёный вернулся к преподавательской работе в МВТУ. Работая в МВТУ им. Н. Э. Баумана заведующим кафедрой металловедения, со временем переросшей в кафедру материаловедения, он продолжал создавать высокопрочные стали и литейные алюминиевые сплавы (серия сплавов МВТУ), а также разрабатывал композиционные материалы для многих отраслей промышленности.
   Иван Иванович Сидорин ушел из жизни в 1982 году.
 
По материалам книг: Сидорина Н. К. Крылатый металл. Русский прорыв. М.: ВИАМ, 2017 и 100 российских инженеров, изменивших наш образ жизни. М.: Группа «Базовый элемент», 2014.
 
Автор: Александр Механик
 
Источник: https://integral-russia.ru/
 
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru
Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru