ПЕНСИОНАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВУЕТ, МОЛЧАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. (или закон принят, а вопросы остались)

« Назад

ПЕНСИОНАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВУЕТ, МОЛЧАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. (или закон принят, а вопросы остались) 17.06.2019 16:47

Пенсионеры и власть
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМЫ
      В ходе обсуждения пенсионной реформы, в средствах массовой информации и с трибуны Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, поднимался вопрос о соответствии реформы существующему законодательству и действующей Конституции России.
На этапе разработки и утверждения реформы озвучивались различные варианты самой реформы и предлагались различные периоды её внедрения, но ни разу не прозвучало предложение о всенародном обсуждении.
Основным аргументом повышения пенсионного возраста, ещё на стадии принятия решения - «увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе», выдвинула в своём выступлении вице-премьер Татьяна Голикова. В обоснование своего аргумента Т. Голикова привела соотношение работающих и пенсионеров. По её словам: «в 1970 году в СССР на одного пенсионера приходились 3,7 работающих граждан, а сейчас - около 1,8», исходя из этого, пенсионная система не может обеспечить рост пенсий выше инфляции. Если пенсионный возраст поднять, до возраста предлагаемого правительством, то: «постепенно ресурсы пенсионной системы будут накапливаться, соответственно это будет нам давать возможность увеличивать пенсии больше, чем это происходило и в предыдущие годы, и чем это будет происходить в первые годы», считает вице-премьер.
   Ещё один аргумент необходимости реформы, выдвинул первый заместитель председателя комитета Государственной думы по жилищной политике Александр Сидякин, он заявил: «у нас сейчас, сколько бы ты ни отработал, пенсия примерно одинаковая - хоть 45 лет отработал, хоть год, схожие параметры пенсии. Эта реформа позволит нам все-таки увеличить размер пенсий для тех, кто действительно трудился долгие годы». Т.е. реформа позволит решить проблему дифференцированных выплат в зависимости от вклада во время производственной деятельности, до выхода на пенсию.
Приведенные выше примеры не исчерпывают всего спектра аргументов по обоснованию необходимости реформы, приведём только основные из них:
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качества жизни;
  • дефицит трудовых ресурсов;
  • уравниловка в начислении пенсионных выплат;
  • отсутствие средств бюджета повышения пенсионного обеспечения.
Цели реформирования пенсионной системы:
  • увеличение пенсионного обеспечения на длительный период;
  • дифференцированные подход к начислению пенсии;
   В качестве единственного механизма достижения поставленных целей был выбран пересмотр, в сторону увеличения, возраст выхода на пенсию.
 
 
СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ, ПО КОТОРЫМ ЕСТЬ ВОПРОСЫ
   Во время всего, не продолжительного, периода обсуждения реформы, никто не ссылается на заключение конституционного суда, хотя вопрос законности поднимался. Очевидно, суд не проводил анализа соответствия предлагаемого реформирования пенсионного законодательства и действующих конституционных норм, или просто не опубликовал его в СМИ. Но вопросы остаётся открытым, насколько федеральный закон № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» соответствует действующей конституции. Мы хотим получить ответ, насколько федеральный закон № 350 отвечает требованиям следующих статей Конституции РФ:
Статья 1 части 1:
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
Статья 2:
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства
Статья 19 пункты 1 и 2:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 55 части 2 и 3:
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
 
ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕФОРМЫ
   Процедура принятия законопроекта ограничилась обсуждением в комитетах парламента и в непонятной форме на местах, не было нулевого обсуждения, круглых столов, парламентских слушаний, т.е. демократические процедуры не были соблюдены, весь процесс, от объявления инициативы, до принятия закона, занял 111 дней.
 
ВОПРОС 1:
   Исходя из сжатого и скомканного процесса принятия закона, у нас возник вопрос, насколько такая форма принятия закона соответствует нормам, закрепленным в статьях 1 и 2 действующей Конституции?
 
СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №350-ФЗ, ВЫЗВАВШИЕ ВОПРОСЫ
Ряд статей Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ предусматривают внесение изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ
Статья 4. Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»:
1) в абзаце десятом статьи 2 слова 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону) заменить словами 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону)
4) в подпункте 2 пункта 5 статьи 71 слова «60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)» заменить словами «65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону)»
6) в статье 11:
а) в подпункте 5 пункте 1 слова 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) заменить словами  70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону)
8) в статье 18:
а) в подпункте 1 пункта 1 слова 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) заменить словами  70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону)
 
   Согласно изменениям, утвержденным Федеральным законом № 350-ФЗ новая редакция статей Федерального закона N 166-ФЗ:
 Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона

нетрудоспособные граждане - граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины)

   Статья 7.1. Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей

п.5, п.п.2 - родители погибшего (умершего) кормильца, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являющиеся инвалидами, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.

   Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;
   Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан
1. Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины)
3. Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону) и являвшихся получателями страховой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.
 
   В качестве основного аргумента увеличение возраста выхода на пенсию выдвигался статистический показатель увеличения средней продолжительности жизни граждан Российской Федерации, т.е. в этом случае время пользования пенсионными накоплениями не изменится, оно просто передвинется на 5 лет. Законодатель, опирается на средние статистические показатели продолжительности жизни, тогда следует понимать, что этот показатель справедлив для всех граждан страны, и, следовательно, с учетом имеющихся особенностей и льгот, повышение возраста должно касаться всех граждан.
   Строго в соответствии со статистическим параметром, статья 4 в п. 1, п. 4, п. 6, п. 8 Федерального закона № 350-ФЗ, сдвигает сроки действия статей 2, 7.1, 11, 18 Федерального закона N 166-ФЗ на 5 лет. Мы рассмотрели приведенные статьи, т.к. в них одновременно регламентирваны вопросы получения пенсий разных социальных групп:
  • инвалиды;
  • иждивенцы;
  • малочисленные народы Севера.
   Для двух групп упоминаемых в этих статьях, сроки передвинуты, согласно статистическому показателю, но для малочисленных народов Севера подобного изменения не наблюдается. Никаких  сомнений в гражданстве представителей малых народов и народов севера нет, так же понятна необходимость льготы для этих народов, но если продолжительность жизни увеличилась для всех граждан России, включая инвалидов, тогда и у этих народов так же должна увеличиться продолжительность жизни. Следовательно, согласно равенству всех перед законом по статье 19, увеличение возраста выхода на пенсию должно происходить для всех граждан, при этом льгота в 5 лет сохраняется. Можно предположить вариант, что для представителей народов севера и малых народов увеличение продолжительности жизни не произошло, но тогда выходит, что для этих народов не были созданы условия жизни, как и для других народов России, но тогда приходится признать, что статья 19 нарушается по отношению к этим народам. Но если, всё же, продолжительность жизни этих народов увеличилась, как и для всех остальных, то получается, что законодатель выделил этническую группу и исключил её из действующего закона, т.е. статья 19 снова нарушена.
 
ВОПРОС 2:
   Насколько закреплённые в Федеральном законе № 350-ФЗ изменения Федерального закона № 166-ФЗ, соответствуют статье 19 конституции РФ?
 
ПРАВА И СВОБОДЫ, НАРУШЕНЫ ИЛИ ОГРАНИЧЕНЫ
   В ходе обсуждения необходимости реформы, ни разу не прозвучало, что существующее пенсионное законодательство ограничивает чьи-то интерес, или наносит ущерб безопасности государства, а так же конституционному строй. Более того, на всех уровнях власти нам сообщают, что в стране наблюдается, пусть и не большое, но повышение ВВП, уровня жизни граждан, экономический подъём. Понятно, что в случае угрозы государству, нужно чем-то поступиться, но явных угроз, требующих мобилизационных мер нам не представляют. Ясно, что предложенные в законе № 350 нормы не отменяют права на пенсию, но увеличение возраста выхода на пенсию ограничивают это право, т.к. гражданин сможет им воспользоваться на 5 лет позже.
 
ВОПРОС 3:
   На основании чего была применена статья 55 часть 3?
 
ИТАК, ВОПРОСЫ:
  1. Насколько такая форма принятия закона № 350 соответствует нормам, закрепленным в статьях 1 и 2 действующей Конституции?
  2. Насколько изменения Федерального закона № 166-ФЗ, соответствуют статье 19 конституции РФ?
  3. Насколько увеличение срока выхода на пенсию не умаляет права гражданина и соответствует статья 55 части 2.
  4. Почему и на основании чего была применена статья 55 часть 3, для проведения реформы?
В. Вандерер
 
dostoinstvo2017.ru

Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
ПФР декларирует 4481,9 млрд. рублей, учитывая данные Росстата должен получить 7930,85 млрд. рублей. ВАШЕ МНЕНИЕ, ПОЧЕМУ СУММЫ РАЗНЫЕ?
  1. 1. Средства похищают - 25599
  2. 2. Чиновники не умеют считать - 8790
  3. 3. Каждое учреждение предоставляет цифры «удобные» для власти не утруждая себя межведомственными согласованиями - 11475
  4. 4. Чиновники считают свой народ чернью, который проглотит все, что им продекларируют - 29975
  5. 5. Не знаю, что ответить - 6468
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru