![](/thumb/2/5Iv8UF2HBIPQfvsQTboTYg/90r90/d/krug_druzey.jpg)
14 сентября WADA выпустило пресс-релиз относительно рекомендации независимого Комитета по проверке соблюдения (CRC) WADA, которое планирует рассмотреть на своем заседании 20 сентября. Это сообщение было вырвано из WADA действиями СМИ, и организация открыто это признает: «Агентство желает развеять спекуляции и дезинформацию, которые распространяются в значительной степени относительно большинства документов, просочившихся в публичное пространство». В этом сообщении WADA подчеркивает, что оно берет на себя инициативу признания Россией «Дорожной карты». Анонсируя возможность положительного решения по проблеме соответствия RUSADA, агентство обосновывает его тем, что:
«Предложения, сделанные в просочившемся письме, основаны на прагматизме и представляют собой тонкие толкования «Дорожной карты», чтобы довести дело до конца и не упустить значительного прогресса, достигнутого Российским антидопинговым агентством (RUSADA) за последние два года, под наблюдением WADA, которые не должны быть отменены».
Любопытными в этом действии WADA представляются два обстоятельства, это:
-
признание вынужденного характера данной публикации;
-
раскрытие переписки с Министерством спорта Росси
Это говорит, что WADA не планировало публикацию документов, правда не совсем понятно, почему, тем более что все основные документы по этой теме давно опубликованы на сайте организации, даже весь ворох документов по докладу Макларена. Нежелание агентства придавать огласки переписку с Министерством, можно объяснить, с высокой вероятностью, просьбой министра.
Наше Министерство спорта, похоже, даже и не задумывается что оно публичное ведомство и им далеко до Министерства обороны, странно выглядит, когда бывшие функционеры этого ведомства ссылаются на некую конфиденциальность его деятельности, например г-н Фетисов заявил об этом во время своей авторской программы на телеканале «Звезда» 16.09.2018. Нашей бюрократии полезно поучиться у своих зарубежных коллег, тем более что их секреты, пусть и на английском языке, но выложены в публичное пространство.
Прежде чем рассматривать материалы, следует подчеркнуть, что WADA нашло компромиссную формулировку первого пункта «Дорожной карты», которая позволит принять положительное решение по рекомендации CRC.
Опубликованные WADA документы, позволяют не только убедиться в обоснованности предполагаемого решения, но проследить историю его формирования.
Работа над интерпретацией первого пункта «Дорожной карты» шла в ходе переписки WADA и Минспорта, которая была инициирована «письмом Трех», направленного совету учредителей агентства, проходившему в Монреале 16-17 мая. В этом письме подписавшие его руководитель Министерства ОКР и ПКР, в числе прочего, сообщили: «Мы приняли и выполнили решение МОК, основанное на расследовании комиссии Шмида» (решение об участии «спортсменов из России в Олимпиаде 2018). Упомянутое письмо пришло слишком поздно, но откликаясь на послание, главы комитета по соответствию кодексу Джонатан Тэйлор сообщил: «14 июня состоится встреча комитета по соответствию, после чего мы дадим соответствующие рекомендации исполкому WADA». Очевидно, чтобы подтвердить позицию министр Колобков отправил ещё одно секретное послание 12.06.2018, в котором, напоминая о майском письме, он предлагает: «Прошу вас принять это письмо во внимание при принятии решения о восстановлении статуса RUSADA в соответствии с Всемирным антидопинговым кодексом». В письме в очередной раз подчеркнуто, что Следственный Комитет юридически не зависимая организация, но она готова к сотрудничеству. Правда в начале текста есть странное упоминание о письме от 30.05.2018 Оливье Ниггли Генерального директора WADA, которого в приложениях к пресс-релизу нет.
19 июня г-н Оливье Ниггли ответил на письмо министра и сообщил о заседании комитета по соответствию состоявшемся 14 июня. На этом заседании рассматривались только два вопроса:
-
удовлетворяет ли письмо от 14.05.2018 требованию WADA по первому пункту «Дорожной карты»: «Все ответственные официальные антидопинговые органы в России, включая RUSADA, Министерство спорта РФ и Олимпийский комитет России (ОКР), должны публично признать результаты расследования главы независимой комиссии WADA Ричарда Макларена»;
-
можно ли получить «доступ ко всем антидопинговым образцам, которые в настоящее время хранятся в Московской антидопинговой лаборатории и электронным данным для всех анализов образцов»
Первый вопрос подвергся подробному анализу и начинается он с высказывания бывшего главы ОКР А. Жукова на заседании WADA 28.10.2017: «Результаты криминалистической экспертизы из доклада Макларена не могут применяться для принятия индивидуальных юридических мер, поскольку использованная профессором Маклареном методика не была разработана для определения индивидуальных нарушений антидопинговых правил. Из сказанного выше очевидно следует, что безусловное признание доклада Макларена невозможно. Такое требование не может и не должно служить препятствием для полного восстановления RUSADA, иначе это приведет к невозможности возобновить работу национальной антидопинговой системы в России, включая деятельность антидопинговой лаборатории». Позиция г-н Жукова в Сеули не дает оснований для компромисса, но уже 05.12.2017 он дает подсказку в интервью после заседания МОК, он «заявил, что он рад, что комиссия Международного олимпийского комитета под руководством Самуэля Шмида не нашла подтверждения тому, что в России существовала государственная система поддержки употребления спортсменами допинга».
Еще одна подсказка поступила от министра спорта России Павла Колобкова, которая прозвучала в интервью, данное им 25.05.2018 в рамках Петербургского международного экономического форума. В интервью г-н министр немного расширил толкование письма от 14 мая, в частности он сказал: «После расследования СК по поводу всех, кто манипулировал или нарушал какие-то правила, будут приняты решения. Так что Россия приняла решение МОК, и мы понимаем это, как некое движение между МОК и нами друг к другу», говоря об Олимпиаде 2018: «Решение основывалось на итогах работы комиссий МОК под руководством Дениса Освальда и Самуэля Шмида, расследовавших обвинения в существовании допинговой системы в России и подменах проб российских спортсменов на Играх-2014 в Сочи».
Именно эту цепь рассуждений комитет и использовал для того, чтобы выработать формулу решения первого пункта «Дорожной карты», которая выглядит как компромис и уступка российской стороне.
Чтобы понять видимость уступки необходимо обратить внимание на упоминание является доклада Макларен в странном ключе: «CRC отметил, что ссылка в этом письме [«письмом Трех»] на доклад Макларена и подтверждение его выводов сформулированы в очень общих терминах». Снова чиновник указывает на отсутствие обоснованной позиции по докладу, общие рассуждения о бездоказательности его не устраивают. В связи с репликой г-на Оливье Ниггли стоит напомнить и слова г-на Макларена которые он привёл в начели второго доклада: «Основные положения, представленные в 1 -м докладе, не были подвергнуты ни критике, ни оспариванию со стороны тех, кто внимательно и полностью прочел указанный доклад. Мировые средства массовой информации, включая российские СМИ, различные федерации и организации» (Д.2 п.п. 1.4.1), и ничего не изменилось до сих пор.
Идя на встречу RUSADA комитет предлагает следующее решение: «Поскольку российские власти, по-видимому, согласны с выводами Комиссии Шмида, поэтому они должны иметь возможность особо отметить вывод в пункте 7 статьи 25 доклада Комиссии Шмида о том, что «ряд лиц в Министерстве спорта и его подчиненных субъектах» участвовали в «манипуляциях», на которые они ссылаются в своем письме от 14 мая. Если бы они это сделали, в письменной форме, то CRC рекомендовал бы считать это условие удовлетворенным». Т.о. предлагается официально признать доклад Шмида, и можно позволить RUSADA включить некоторые оговорки, это все равно не отменит того факта, что данный доклад полностью построен на документе Незавстмого лица, и в последствии можно бедет аппилировать к первоисточнику, т.е. к присловутому докладу Макларена.
По второму пункту «Дорожной карты» предлагается компромис, до CRC дошло, что никто им не предоставит бесконтрольный доступ к материалам Московской лаборатории, поэтому предлагается поэтапное раскрытие информации. На првом этапе WADA планирует проверить достоверность данных предоставленных «Главным информатором», и если появятся несоответствия данных, то запросить образцы для повторного тестирования. Чтобы ускорить процесс проверки: «CRC предлагает, чтобы WADA написала министру Колобкову, точно указывая, какие данные/образцы, в которых он нуждается, и почему, предлагая условия для совместного доступа, которые обеспечивают Следственному комитету полную прозрачность и гарантии, что ничто не должно скомпрометировать любые доказательства, и попросил министра Колобкова использовать его добрые услуги для обеспечения соглашения и сотрудничества Следственного Комитета".
Учитывая все изложенное в письмах, можно с уверенностью говорить, что RUSADA будет восстановлено в правах на заседании WADA 20 сентября, но как это может отразиться на спортсменах, при условии неприкосновенность доклада Макларена, большой вопрос. Так же WADA оставляет за собой право, отменить это решение в случае:
-
если будут нарушенны сроки повторного тестирования, шесть месяцев с даты выявлнъения сомнемий в чистоте проб,
-
если Следственный Комитет не предоставит запрашиваемые данные в оговоренные сроки, или к укузанной крайней дате,
-
если RUSADA не пройдёт аудит,
но это все мелочи, результат то будет официально зафиксирован, RUSADA признает выводы Макларена, поэтому на оговорки можно не обращать большого внимания.
К подобным выводам подталкивает письмо Президента WADA от 22.06.2018, где говорится: «Что касается первого оставшегося условия, в соответствии с которым российские власти согласны с выводами отчета Макларена, мы обеспокоены формулировкой, используемой в вашем письме от 12 июня, которое мы считаем весьма общим по своему характеру». Ещё большее подозрение вызывает ответ министра на письмо Президента и генерального директора WADA от 22 июня данный им 13 сентября, в этом послании министр не опроверг указанный выше тезис руководства агентства. Это все укрепляет подозрения в неприкосновенности доклада Макларена и его ключевой роли в игре WADA, которую RUSADA проигрывает.
Переписка Министерства спорта и WADA:
dostoinstvo2017.ru
В. Вандерер