Главная \ Различные интересы \ Геополитика и война \ Геополитика и теория \ НОВАЯ ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА ПУТИНА: ЭТО МОЙ АРСЕНАЛ, И Я НАНЕСУ УДАР, ЕСЛИ ЗАХОЧУ

НОВАЯ ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА ПУТИНА: ЭТО МОЙ АРСЕНАЛ, И Я НАНЕСУ УДАР, ЕСЛИ ЗАХОЧУ

0
16
НОВАЯ ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА ПУТИНА: ЭТО МОЙ АРСЕНАЛ, И Я НАНЕСУ УДАР, ЕСЛИ ЗАХОЧУ
президент России Владимир Путин встречается с Евгением Балицким
На этой общей фотографии, распространённой российским государственным агентством Sputnik, президент России Владимир Путин встречается с Евгением Балицким (на фото его нет), назначенным Москвой главой Запорожской области Украины, в Кремле в Москве 18 ноября 2024 года. (Фото ВЯЧЕСЛАВА ПРОКОФЬЕВА/POOL/AFP через Getty Images)
 
В новом анализе эксперт Уильям Альберк утверждает, что новая ядерная доктрина Путина гласит, «что любая страна, связанная с ядерным государством, или любое государство, получающее помощь от любого ядерного государства или государства, связанного с ядерным государством, — то есть все страны НАТО — может стать целью ядерного оружия, если Россия почувствует угрозу».
   Президент России Владимир Путин подписал новую ядерную доктрину России 19 ноября, всего через несколько дней после решения президента США Джо Байдена разрешить Украине наносить удары по российской территории оружием американского производства. Время её публикации, безусловно, призвано послать Западу сигнал недовольства этим решением, а также возросший гнев по поводу западной поддержки Украины в целом. Это также происходит в контексте переговоров между «Большой пятёркой» - государствами, обладающими ядерным оружием, определёнными в Договоре о нераспространении ядерного оружия: США, Великобританией, Францией, Россией и Китаем, - которые ранее были запланированы для обсуждения ядерной доктрины, но отложены Россией, а теперь снова включены в календарь.
   Однако содержание документа не должно шокировать тех, кто обратил на него внимание. По правде говоря, изменения, содержащиеся в доктрине, согласуются с долгосрочными изменениями в представлениях российской общественности о её средствах ядерного сдерживания, практическими изменениями в среде угроз со стороны России, а также с её собственными возможностями и уверенностью в этих возможностях. На самом деле, доктрина 2024 года, вероятно, ближе к реальной ядерной доктрине России, которая заключается в том, что Россия применит ядерное оружие всякий раз, когда Путин сочтёт это необходимым.
   Общедоступные, несекретные документы ядерной доктрины являются продуктом оттепели в отношениях после холодной войны, когда в 1994 году США опубликовали свой первый «Обзор ядерной политики». В то время российские вооружённые силы находились в состоянии коллапса, и в Москве беспокоились, что Соединённые Штаты могут вмешаться в кровавые войны России в Чечне или в Ираке (дважды) и Югославии, или, что ещё хуже, свергнуть режим в Москве.
   Хотя в 1990-х годах Россия не обнародовала несекретную версию своей ядерной доктрины, её руководство выступало с публичными ядерными сообщениями, кульминацией которых стали имитация ядерных ударов по НАТО в конце учений «Запад-1999» и публичная дискуссия об очень низком ядерном пороге для России. Однако ядерные угрозы России всё больше расходятся с её позицией в Организации Объединённых Наций, особенно в диалоге вокруг Договора о нераспространении ядерного оружия, что приводит к путанице в отношении того, что именно их доктрина разрешает или исключает с точки зрения фактического применения ядерного оружия.
   Наконец, в 2020 году Россия опубликовала свой первый публичный документ о ядерной доктрине, в котором, как, оказалось, был установлен очень высокий порог для применения ядерного оружия - ядерное оружие использовалось «исключительно в качестве средства сдерживания, а его применение было крайней и вынужденной мерой». Упоминания о ядерном оружии встречается и в других официальных документах, таких как официальная военная доктрина России (текущая версия: 2014), впрочем, они имеют столь же высокий порог. Такой высокий предполагаемый порог для применения ядерного оружия не согласуется с ядерной позицией России, которая включает ядерное оружие, предназначенное для ведения боевых действий, и стала прямым препятствием в виде угроз президента Владимира Путина в адрес США и НАТО за их поддержку Украины.
   Таким образом, что-то должно было измениться. Новая ядерная доктрина России была опубликована на сайте Кремля в виде Указа 991 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», заменившего предыдущую версию - Указ 355 от 2 июня 2020 года [текст указа здесь]. Как и во всём остальном, дьявол кроется в деталях. И поскольку бюрократы есть бюрократы (то есть ленивые от природы), сопоставление документов за 2020 и 2024 годы - лучший способ выделить и проанализировать изменения.
  1. Общие положения (одно очень важное изменение)
  2. Суть ядерного сдерживания (несколько существенных изменений)
  3. Условия перехода Российской Федерации к применению ядерного оружия (очень существенные изменения), и
  4. Задачи и функции федеральных органов государственной власти, иных государственных органов и организаций при реализации государственной политики в области ядерного сдерживания (без существенных изменений)
   Исходя из 1000 дней конфликта на Украине и реакции мирового сообщества, новая доктрина России направлена в первую очередь на снижение порога применения ядерного оружия. В новой доктрине это достигается путём исключения слова «исключительно» в отношении применения ядерного оружия (пункт 6 новой доктрины: «Российская Федерация рассматривает ядерное оружие как средство сдерживания, применение которого является крайней и необходимой мерой»). Она также заменяет порог применения против действий, которые угрожают существованию или жизнеспособности государства, на действия, которые представляют критическую угрозу российскому или белорусскому суверенитету или территориальной целостности (пункты 18 и 19.д новой доктрины, пункт 17 доктрины 2020 года), включая нападения с применением обычных вооружений — гораздо более субъективное суждение, оставляя открытым применение ядерного оружия в гораздо более абстрактных сценариях угрозы.
   Затем, в разделах 2 и 3, новая доктрина России раскрывает круг тех, кого она стремится сдерживать с помощью ядерного оружия, при каких условиях она будет применять ядерное оружие и кого она защищает под своим ядерным зонтиком.
   Раздел 2 расширяет понятие «кого Россия стремится сдерживать», добавляя в него не только государства, обладающие ядерным оружием (например, США), или государства, входящие в военные блоки (новый пункт 10 доктрины 2024 года), являющиеся союзниками государств, обладающих ядерным оружием (например, НАТО), но и государства, которые допускают нападения на территорию России от своих границ, а также государства, обладающие значительными обычными возможностями, являющиеся союзниками государств, обладающих ядерным оружием (пункт 11) или не являющиеся союзниками государств, обладающих ядерным оружием (пункт 9).
   Проще говоря, теперь это даёт России доктрину, согласно которой любая страна, связанная с ядерным государством, или любое государство, получающее помощь от любого ядерного государства или государства, связанного с ядерным государством, то есть всего НАТО, может стать мишенью для ядерного оружия, если Россия почувствует угрозу.
   Раздел 3 существенно расширяет элемент, «при каких условиях будет применено ядерное оружие», включая не только пуск баллистических ракет для предупреждения нападения (пункт 19 а старой доктрины), но и новую формулировку, предусматривающую более всеобъемлющую программу запусков для предупреждения: «получение достоверной информации о массированном запуске (взлёт) средств воздушно-космического нападения (стратегической и тактической авиации, крылатых ракет, беспилотных, гиперзвуковых и других летательных аппаратов) и пересечение ими государственной границы Российской Федерации» (новый пункт 19 е).
   Далее, относительно условий применения ядерного оружия, в российской ядерной доктрине перечисляются опасности, которые могут стать угрозами, требующими применения ядерного оружия. Как в старой, так и в новой доктрине перечисляются обладание ОМУ противниками, расширение и развёртывание противоракетной обороны, наращивание обычных вооружённых сил, размещение ядерного оружия в космическом пространстве, размещение ядерного оружия на территории государств, не обладающих ядерным оружием, и распространение оружия массового уничтожения (в старой доктрине выделялась только, угроза распространения ядерного оружия, новая доктрина распространяет это на все виды ОМУ).
   Однако новая доктрина добавляет новые или расширенные блоки стран, объединившихся против России и имеющих поблизости военную инфраструктуру (15.ф), угрозу блокады России (15.г), угрозу повреждения объектов, которые могут нанести масштабный ущерб окружающей среде (15.х), а также планирование или проведение учений вблизи границ России (15.и).
   Полагаю, Россия попытается удержать то, что у неё получается лучше всего?
   Наконец, раздел 3 расширяет понятие «кого мы защищаем» с помощью ядерного сдерживания, включая не только Россию и её союзников (как в доктрине 2020 года), но конкретно Беларусь, причём Беларусь как часть Союзного государства (дополнения к пунктам 18 и 19д), а также применение ядерного сдерживания российскими вооружёнными силами за пределами своей территории (новый пункт 19.б).
   Остальные изменения согласуются с последними событиями, включая централизованный контроль со стороны России за своими ядерными силами, базирующимися за рубежом (читай: в Беларуси), причём это исключает любые упоминания о соблюдении контроля над вооружениями, что является плохим знаком для перспектив нового договора СНВ, который должен завершиться 4 февраля 2026 года.
   В целом, в новой доктрине говорится, что Россия применит ядерное оружие всякий раз, когда президент решит это сделать. В ней также содержится подробный список того, что ему не нравится, в попытке повлиять на поведение Запада. Но, расширяя роль ядерного оружия за рамки «исключительно» сдерживания, а также расширяя опасности, которые могут стать угрозами, включая военную инфраструктуру или учения вблизи своих границ, она рискует посылать двусмысленные или ненадёжные сигналы сдерживания, которые, в свою очередь, могут потребовать от Путина дальнейших действий, для надёжного сдерживания Запада.
   Ещё неизвестно, будет ли избранный президент Дональд Трамп стремиться стабилизировать отношения с Россией, добиваясь новых соглашений о контроле над вооружениями с Россией и Китаем, уступая требованиям России в таких вопросах, как Украина или НАТО, или будет двигаться в других неожиданных направлениях.
   Как бы то ни было, тем временем мы можем ожидать новых угроз со стороны Москвы на основе доктринального документа, который интересен, но остаётся строго в мире пропаганды, а не военной доктрины.
 
Уильям Альберк - бывший директор Центра НАТО по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, за его плечами 30 лет работы в Министерстве обороны, Государственном департаменте и Министерстве энергетики США. В настоящее время он является приглашённым научным сотрудником в Центре Генри Л. Стимсона, специализируясь на ядерном оружии и будущем сдерживания, снижении рисков, регулировании конфликтов и контроле над вооружениями.
 
 
В. Вандерер
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru
Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru