Главная \ Различные интересы \ Геополитика и война \ Геополитика и теория \ Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион: южнокорейская перспектива

Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион: южнокорейская перспектива

0
72
Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион: южнокорейская перспектива
Авианосец уходит
Почему FOIP имеет значение?
   Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион (FOIP), означает много разных возможностей для различных региональных заинтересованных сторон в Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Регионе Индийского океана (IOR), Австралии, США или Европейском союзе.
   Реализация концепции безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона, возглавляемой США, рассматриваемая как её расширение, в регион Индийского океана, представляется туманной. Ни одна региональная держава не может доминировать на всем протяжении IOR, который включает три зоны оперативной ответственности США (AORs):
  • Индо-Тихоокеанское командование,
  • Центральное командование и
  • Африканское командование.
   Индо-Тихоокеанское командование ранее было известно как Тихоокеанское командование, и это переименование вызвало существенную путаницу в оперативном и кооперативном отношении: подразумевает ли это новую миссию для этого AOR?
   И почему слова «свободный» и «открытый» теперь применяются к морским путям Индийского океана, которые изредка ограничены морскими угрозами? Свобода судоходства нарушалась только в результате ирано-иракской войны 1980-х годов, иногда гражданской войной в Шри-Ланке, и недавней проблемой сомалийских пиратов. Причина, вне всякого сомнения, Китай. Его растущее военно-морское мастерство и его большая экономическая программа, известная как Инициатива «Пояс и дорога» (BRI), подкреплена широкомасштабными историческими притязаниями Китая. Помимо закрепления в некоторых прибрежных и островных государствах рядом с IOR, Китай также претендует на продвижение в Африку и далее.
   Однако мотивация Китая остается неясной. Стать региональной державой возле IOR, устанавливать дружественные Китаю режимы в Пакистане, Шри-Ланка, Центральной Азии и на Ближнем Востоке; и, возможно, провоцировать проблемы для Европы и США в Саудовской Аравии и Иране? Или Китай намерен создать серьезные идеологические проблемы существующим основным нормам порядка, сформированного государствами-клиентами и стимулировать режим автократической торговли, который нарушает свободу судоходства?
   Помимо свободы судоходства, основные принципы глобального порядка во главе с США, в IOR и повсюду, включают уважение верховенству закона, национального суверенитета, открытых рынков и народной демократии. Китай использует грандиозные (и весьма сомнительные) исторические претензии для оправдания своего экспансионизма, как экономического, так и военного. В отличие от этого Соединенные Штаты, кажется, меньше обеспокоены в эти дни ограничением роста Китая или на счёт сохранения либерального торгового режима IOR’s, и его системы обеспечения взаимной безопасности. Очевидно, здесь проявляется угроза для FOIP.
 
Южная Корея не может с готовностью содействовать FOIP
   Южная Корея долгое время была глубоко вовлечена в преобладающую в Азиатско-Тихоокеанском регионе стратегическую концепцию, но куда менее довольна концептуальными перераспределениями, которое Соединенные Штаты сейчас реализуют через свое видение FOIP. Индийский океан является древней сферой интересов Южной Кореи, причём экономические и политические взаимоотношения между Корейским и Индийским полуостровами существуют более двух тысяч лет, и также здесь находятся исторические связи с Аравией и Европой.
   Термин «Индо-Тихоокеанский регион» рассматривается после государственного визита президента Дональда Трампа в Южную Корею в 2017 году, когда Вашингтон включил его в совместное заявление о региональном мире и стабильности, что удивило Сеула. В то время этот термин понимался относительно контрмер в ответ на рост Китая, и Южная Корея, учитывая ее географическое положение и стратегические ограничения, неизбежно получает неоднозначность в такой формулировке. Теперь перспектива ясного понимания стратегии FOIP для Южной Кореи еще более затруднительна, поскольку влиятельные политики и аналитики в области безопасности активно обсуждают, является ли это просто спорным ментальным картированием или всеобъемлющей главной стратегией для региона. Предпочтительное толкование можно заметить в недавнем государственном визите премьер-министра Индии Narendra Modi’s в Южную Корею 21–22 февраля, в ходе которого повестка дня была сосредоточена на экономическом и оборонном сотрудничестве, а не на FOIP как таковом.
   С точки зрения Южной Кореи, FOIP - это просто пересмотр повестки дня в области безопасности на море, и неясно, как Южная Корея могла бы внести вклад в какую-либо грандиозную стратегию. Защита морских коммуникаций (SLOC) в IOR всегда была основным акцентом, и до сих пор основное внимание уделялось терроризму и влиянию изменения климата. По первому вопросу 27-я военно-морская целевая группа в Chenghai намерена проводить антипиратское патрулирование у восточного побережья Африки, несмотря на высокие требования, предъявляемые к ROKN для предотвращения северокорейских морских угроз; а по последнему вопросу существующие морские маршруты будут преобладать, несмотря на возможность открытия Северного морского пути.
   Некоторые критики минимизировали интересы Южной Кореи в IOR, ограничевая операциями по борьбе с пиратством, но, если диалоги, продолжающиеся между Севером и Югом Кореи будут процветать, и если отношения между Соединенными Штатами и Северной Кореей улучшатся, то можно ожидать более динамичной роли Южной Кореи в качестве нового основного заинтересованного лица в поддержке FOIP. В отличие от нынешней сдержанной позиции в Южной Корее, Япония продемонстрировала гораздо больший энтузиазм по поводу концепции FOIP, внедрив так называемую структуру Алмазного стратегического альянса между Соединенными Штатами, Японией, Австралией и Индией посредством возрождения Четырехстороннего диалога безопасности (QUAD) в морском взаимодействии.
   Южная Корея пользуется многочисленными преимуществами, связанными со свободой судоходства в IOR, и некоторые идеи президента Южной Кореи Moon Jae-In’s, такие как «Новая политика на юге», могут быть легко интегрированы со стратегическими интересами США в отношении FOIP. Тем не менее, нелегко определить реализацию FOIP как главную проблему в экономических интересах Южной Кореи: Соединенные Штаты пересмотрели свои стратегические задачи, перенеся свои военные цели из Азиатско-Тихоокеанского региона в Индо-Тихоокеанский регион, но прямо к Южной Корее это мало относится.
 
Результаты и стратегические рекомендации
   Если Соединенные Штаты предназначали FOIP для эффективного противодействия китайскому экспансионизму, то, похоже, это будет немного слишком поздно. Помимо QUAD, в число других недавних стратегий FOIP входят, Индо-тихоокеанское экономическое партнерство и законодательная инициатива успокоения Азии, но они выглядят тривиально по сравнению с огромным проектом BRI в Китае и постоянно растущим военным присутствием Китая в IOR. Если Китай намерен своими инвестициями в инфраструктуру, убедить правительства, получающие его щедрые дары, отказаться от сложившегося либерального экономического порядка и перейти к более транзакционному и авторитарному взаимодействию в сфере торговли и энергоснабжения, то Соединенные Штаты не предпринимают серьезных усилий для предотвращения этого.
   Если Соединенные Штаты решат приложить больше усилий для сохранения FOIP, то некоторые шаги осуществимы, а другие бесполезны. Возможные шаги включают:
  • многостороннее стратегическое взаимодействие с заинтересованными странами для поддержки глобального порядка, основанного на правилах;
  • различные многосторонние меры по обеспечению безопасности на море и порядка в Индийском океане, нацеленные на создание общего стратегического narrative между инсайдерами и аутсайдерами IOR, пытаясь сохранить свободный и открытый SLOC, а также поддержку демократических институтов и обществ вокруг IOR;
  • и формализация ряда взаимных обязательств по обеспечению законного права на свободу мореплавания на основе Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS).
   К бесполезным шагам относятся: любое быстрое сдерживание или прямая конфронтация с Китаем или любой другой страной, а тем более физический конфликт или даже война. Они также включают любую интерпретацию FOIP, которая склоняется к более меркантильной и националистической позиции, с более агрессивными военными - это лекарство будет хуже, чем болезнь. Кроме того, FOIP рассматривается только как применение для IOR, хотя базовые принципы, должны быть распространены на весь Азиатско-Тихоокеанский регион.
   Вот несколько рекомендаций, ориентированных на политику:
  • Во-первых, регион должен выработать общее понимание FOIP. Это должно быть сформулировано с точки зрения географии и/или стратегических последствий. В настоящее время основные заинтересованные стороны расходятся во мнениях относительно сферы применения FOIP. Соединенные Штаты применяют FOIP от Южно-Китайского моря до западных районов Индо-Тихоокеанского командования, тогда как Индия и АСЕАН настаивают на том, что FOIP должен иметь равную стратегическую ценность в Азиатско-Тихоокеанском регионе - FOIP следует применять от Аденского залива до Тихоокеанского побережья США.
  • Во-вторых, многосторонние учения RIMPAC под руководством США должны проводиться на всей территории IOR, а не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В RIMPAC 2018 впервые были включены военно-морские силы Шри-Ланки и Израиля, и ВМС Китая также следует вновь пригласить для содействия сотрудничеству в области безопасности на море. Более того, тот же аргумент применим к другим многосторонним учениям по безопасности на море, таким как QUAD, учения Malabar и т. д., которые также должны пригласить ВМС Китая. Нельзя допустить, чтобы FOIP превратился в оправдание для противоборствующих блоков противостоять друг другу.
  • В-третьих, Китай должен показать свою добрую волю, не использовать IOR в качестве опоры для расширения своего военно-морского присутствия еще дальше, в Средиземное море, Атлантический океан, Черное море или Балтийское море. Китай также должен продемонстрировать своё теоретическое и практическое понимание глобального порядка, основанного на правилах, в IOR, соблюдая основные нормы для сохранения порядка и безопасности на море. Китай должен позаботиться о том, чтобы его амбиции в IOR не были неверно истолкованы как милитаризация IOR, поскольку региональная реакция на любые такие чрезмерные действия, вероятно, была бы контрпродуктивной. Если Китай выберет это, FOIP может стать защитой для всех заинтересованных сторон в Индо-Тихоокеанском регионе, а не инструментом, специально разработанным, для противодействия Китаю.
   В заключение, термины «свободный» и «открытый» следует рассматривать как полезные и подходящие для IOR, и если некоторые заинтересованные стороны считают их неудобными, им следует пересмотреть свои собственные действия и намерения в регионе.
Капитан ВМС Республики Корея Sukjoon Yoon (в отставке) - старший научный сотрудник Корейского института военных дел.
 
Изображение: Reuters
 
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru
Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru