«Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать; по крайней мере этого нельзя сделать силами современных европейских государств…». Карл фон Клаузевиц
Название

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ДЛЯ ПУТИНА

0
17
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ДЛЯ ПУТИНА
Diego Mallo ДЛЯ  Foreign Affairs
Andrea Kendall-Taylor and Michael Kofman
Как неконтролируемая Россия бросит вызов Западу.
   6 августа 2024 года украинские войска начали внезапное трансграничное наступление в Курской области России - крупнейшее иностранное вторжение на российскую территорию со времён Второй мировой войны. Реакция президента России Владимира Путина была красноречивой. Спустя несколько дней после наступления на Украине Путин выступил с критикой в адрес Соединённых Штатов и Европы. «Запад воюет с нами руками украинцев», - сказал он, подтвердив своё мнение о том, что война России на Украине на самом деле является опосредованной борьбой с Западом. Но он не предпринял немедленной военной контратаки. Путин не желал отвлекать значительное количество войск от их операций на востоке Украины даже для того, чтобы вернуть свою территорию. Вместо этого, три месяца спустя, когда украинские войска всё ещё находились в Курской области, Москва ввела северокорейские войска, чтобы помочь вытеснить их - впервые более чем за столетие Россия пригласила иностранные войска на свою территорию.
   Действия Москвы подчёркивают, что спустя почти три года после полномасштабного вторжения России на территорию своего соседа, сейчас более чем когда-либо Путин привержен войне с Украиной и своей более широкой конфронтации с Западом. Хотя конфликт, прежде всего, является имперским стремлением покончить с независимостью Украины, конечные цели Путина заключаются в восстановлении порядка в Европе, установившегося после окончания холодной войны, ослаблении Соединённых Штатов и установлении новой международной системы, которая, по мнению Путина, предоставит России статус и влияние, которых она заслуживает.
   Эти цели не новы. Но война укрепила решимость Путина и сузила его возможности. Пути назад нет: Путин уже преобразовал российское общество, экономику и внешнюю политику, чтобы Кремль мог лучше противостоять Западу. Приняв на себя роль режима-изгоя, Россия теперь с ещё меньшей вероятностью будет рассматривать необходимость сдерживаться.
   Создаётся почва для усиления конфронтации с Россией, несмотря на очевидную заинтересованность новой администрации Трампа в нормализации отношений с Москвой. Война складывается для Украины не лучшим образом, отчасти потому, что ограниченная помощь, которую Запад направил Киеву, не соответствует той глубокой заинтересованности, которую, как он утверждает, Запад играет в конфликте. В следствии этого Россия, скорее всего, выйдет из войны ободрённой и, как только восстановит свой военный потенциал, будет готова к ещё одной битве за пересмотр системы безопасности в Европе. Более того, Кремль будет стремиться получить любые уступки от администрации Трампа для прекращения текущей войны, такие как смягчение санкций, для укрепления своей позиции к следующей. Россия уже готовит почву для этого, проводя диверсии и другие специальные операции по всей Европе, а также сотрудничая с другими субъектами-изгоями, включая Иран и Северную Корею. Европейские страны лишь немногим лучше, чем три года назад, подготовлены к тому, чтобы самостоятельно справиться с российской проблемой. Причём в зависимости от того, как закончится война на Украине, вырисовывается вероятность новой войны с Россией.
   Вопрос не в том, будет ли Россия представлять угрозу для Соединённых Штатов и их союзников, а в том, как оценить масштабы опасности и усилия, необходимые для её сдерживания. Китай останется главным конкурентом Соединённых Штатов. Но даже при том, что большая часть его внимания будет направлена на Азию, Вашингтон не может игнорировать непокорного противника и реваншиста в Европе, особенно такого, который намерен создавать прямую военную угрозу для членов НАТО.
   Российская проблема носит также глобальный характер. Готовность Путина вторгаться в соседние страны, нападать на демократические общества и в целом нарушать общепринятые нормы - а также его кажущаяся способность выходить сухим из воды - открывает путь другим, делать то же самое. Предоставление Кремлём военной техники и ноу-хау нынешним и перспективным противникам США усилит эти угрозы, умножив вызовы, с которыми Вашингтон столкнётся со стороны Китая, Ирана, Северной Кореи и любой другой страны, которую поддерживает Россия.
   Поэтому Соединённые Штаты и Европа должны инвестировать в противостояние России сейчас или позже заплатить гораздо большую цену. Кроме того, новая администрация Трампа не может позволить себе роскошь отодвинуть Россию на второй план в списке своих политических приоритетов. Если Путин увидит, что Вашингтон делает это, он станет только более наглым и смелым в своих усилиях ослабить Соединённые Штаты и их союзников, как напрямую, так и через ось потрясений, которую поддерживает Россия. Чтобы предотвратить такой исход, Вашингтон и его союзники должны помочь Украине укрепить свои позиции в преддверии переговоров по прекращению нынешней войны. Соединённые Штаты правы, отдавая приоритет Китаю, но для того, чтобы эффективно конкурировать с Пекином, сначала им необходимо направить европейскую безопасность в правильное русло. На данный момент Вашингтон должен оставаться главным фактором обеспечения этой безопасности, одновременно следя за тем, чтобы Европа увеличила инвестиции, необходимые для улучшения своей собственной обороны в предстоящие годы. Предпринимая шаги, необходимые для противодействия России сегодня, Соединённые Штаты и Европа могут гарантировать, что угроза, с которой они столкнутся завтра, будет управляемой.
 
СЛИШКОМ ГЛУБОКО
   Путин изменил Россию таким образом, что она будет оставаться вызовом Западу до тех пор, пока он находится у власти, и, вероятно, даже после. В настоящее время конфронтация является отличительной чертой внешней политики России, причём Путин ссылается на «экзистенциальную борьбу» своей страны с Западом для того, чтобы оправдать свой режим и его действия. Эта идея о русской цивилизации, находящейся в постоянном конфликте со своими западными врагами, укрепляет идеологическую основу его правления — источник легитимности, который сейчас ему необходим для сохранения своей власти.
   Растущая зависимость Путина от репрессий создаёт риски для стабильности его режима. Политологические исследования показывают, что репрессии эффективны в том смысле, что они продлевают срок пребывания автократов у власти. Но чрезмерная зависимость от этого, как это сделал Путин, может привести к тому, что лидеры совершают дестабилизирующие ошибки. Жёсткая тактика вынуждает людей скрывать свои личные взгляды и не делиться ничем, кроме того, что хочет услышать правительство, а это означает, что автократ тоже теряет доступ к точной информации. Высокий уровень репрессий также создаёт растущий источник общего недовольства, так что даже небольшая вспышка недовольства может быстро обернуться неприятностями для режима. Для снижения подобных рисков и укрепления собственной власти, Путин использовал контроль над информационной средой, чтобы убедить российский народ в том, что их страна находится в состоянии войны с Западом, который хочет развалить её на части.
   Путин также переориентировал российскую экономику на свою войну. Расходы России на оборону, как ожидается, достигнут самого высокого уровня со времён распада Советского Союза: в бюджете на 2025 год предусмотрено 145 миллиардов долларов, что эквивалентно 6,3 процентам ВВП и более чем вдвое превышает 66 миллиардов долларов, которые Россия выделяла на оборону в 2021 году, за год до вторжения. И истинная сумма таких расходов, вероятно, будет выше, возможно, превысив восемь процентов ВВП, как только будут учтены другие, неофициальные формы расходов, связанных с обороной. (Если также сделать поправку на значительные различия в паритете покупательной способности между Россией и Соединёнными Штатами, фактические расходы России на оборону намного превысят 145 миллиардов долларов, превысив 200 миллиардов.) Российские заводы, производящие военную технику, ввели дополнительные смены для увеличения производства; рабочие перешли из гражданского сектора в военный, где заработная плата выше; а выплаты за военную службу резко возросли. Война стала механизмом перераспределения богатства, направляющим деньги в бедные регионы России, и многие представители экономической элиты перешли в оборонный сектор, чтобы воспользоваться выгодными возможностями. К настоящему времени элиты приспособились к нынешней конфигурации системы, что позволяет им не только выживать, но и извлекать из этого выгоду.
   Пройдя через трудности, связанные с переводом экономики на военные рельсы, и ощутив воздействие новых корыстных интересов, Путин вряд ли быстро отменит эти изменения. После окончания боевых действий на Украине, вероятно, вместо этого он попытается оправдать продолжение экономики военного времени. Таково было мнение советского лидера Иосифа Сталина, который после победы союзников во Второй мировой войне, вскоре начал говорить о новых пятилетних планах Москвы, как о необходимой подготовке к следующей неизбежной войне.
   Российская внешняя политика также трансформируется таким образом, что потом будет трудно отменить. Вторжение в Украину сделало для России невозможным налаживание связей с Западом, и Москве пришлось искать возможности в другом месте. Её углубляющиеся партнёрские отношения с Китаем, Ираном и Северной Кореей, возможно, были в значительной степени продиктованы необходимостью: Россия нуждается в их помощи для поддержания своей экономики и военной машины. Впрочем, Москва также понимает, что, работая с этими странами, она находится в лучшем положении для поддержания долгосрочной конкуренции с Соединёнными Штатами и их союзниками. Их поддержка не только делает Россию менее изолированной и уязвимой для инструментов экономической войны Соединённых Штатов; Россия также выигрывает от того, что работает в тандеме с союзниками, для ослабления Запада. В этих партнёрских отношениях Кремль пошёл ва-банк, отказавшись от осторожности в сотрудничестве с Северной Кореей, преодолев свою обеспокоенность чрезмерной зависимостью от Китая и выведя отношения с Ираном за рамки деловых контактов. Всё это составляет новую стратегию Москвы, которая не исчезнет просто так после того, как боевые действия на Украине утихнут или завершатся.
 
РОССИЯ ПЕРЕГРУЖЕНА
   Военная угроза со стороны России никуда не денется. Вопрос о восстановлении вооружённых сил России — это вопрос не «если», а «когда». Даже если Россия не сможет поддерживать свои текущие военные расходы, оборонный бюджет останется существенно выше довоенного уровня, вероятно, в течение некоторого времени. Российские вооружённые силы также вряд ли сократятся до уровня относительно небольшой армии, которую Россия имела до войны. Один из уроков, который российское военное руководство извлекло из опыта Украины, заключается в том, что российская армия была недостаточно «советской» в том смысле, что ей не хватало массы и способности восполнять потери. На самом деле российские вооружённые силы застряли на полпути, приобретя некоторые передовые или модернизированные возможности, но также сохранив некоторые черты советской эпохи, включая воинскую повинность и культуру централизованного командования, которая препятствовала проявлению инициативы. В настоящее время Россия, вероятно, сохранит крупные вооружённые силы с расширенной структурой и большим распределением людских ресурсов, хотя она по-прежнему будет зависеть от мобилизации в случае войны, чтобы сократить расходы на свою постоянную армию.
   Восстановление — это не только материальная часть, но и способность проводить крупномасштабные боевые операции. Российские военные показали, что они могут учиться как организация; они способны масштабировать применение на поле боя новых технологий, таких как беспилотные летательные аппараты и системы радиоэлектронной борьбы, причём после опыта Украины, это будет другая сила. Несмотря на первоначальные слабые результаты, российские военные продемонстрировали стойкость и способность выдерживать высокие уровни истощения.
   Восстановление вооружённых сил России столкнётся с трудностями, особенно из-за ограниченного оборонно-промышленного потенциала страны и нехватки квалифицированной рабочей силы. Российская промышленность не смогла существенно расширить производство основных платформ и систем вооружения. Из-за западных санкций и экспортного контроля, трудовые ресурсы и станкостроение остаются основными сдерживающими факторами. Россия всё ещё может значительно увеличить производство ракет, высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов и артиллерийских боеприпасов, а также наладить эффективный процесс ремонта и обновления существующего оборудования. Но она также использует устаревающие запасы, унаследованные от Советского Союза, для оснащения большей части своих сухопутных войск. Таким образом, по мере расширения своих сил и восполнения потерь, она истощает свои ресурсы.
Военные учения на юге Краснодарского края
Военные учения на юге Краснодарского края, Россия, декабрь 2024 года Сергей Пивоваров/Reuters
   Отныне российские вооружённые силы будут обладать двойственностью, с сильными сторонами и столь же заметными слабостями. С одной стороны, они стали намного лучше справляться с динамическим наведением на цель, высокоточными ударами, внедрением беспилотных летательных аппаратов в боевые операции и более изощренными методами применения высокоточного оружия дальнего действия. Россия адаптировалась - и в некоторых случаях разработала эффективную тактику, для противодействия - западным возможностям, с которыми она сталкивалась на Украине. Со временем российские вооружённые силы перестроили логистику, командование и контроль, придумав способы снижения эффективности западного оборудования и перехвата западных боеприпасов, причём они научились действовать в условиях наличия западного высокоточного оружия дальнего действия, разведки и целеуказания.
   Для НАТО это должно вызывать тревогу. Некоторые аналитики утверждают, что то, как Украина воюет сейчас, отличается от того, как НАТО будет воевать в потенциальной будущей войне с Россией. Они, в частности, утверждают, что НАТО быстро завоевало бы и сохранило превосходство в воздухе, изменив характер конфликта. Хотя это может быть правдой, военно-воздушные силы не смогут решить всех задач, с которыми на поле боя может столкнуться НАТО. При этом у большинства европейских военно-воздушных сил нет боеприпасов для ведения длительной войны обычными вооружениями. Время, истощения их арсеналов, измеряется в лучшем случае неделями, а во многих случаях и днями.
   С другой стороны, значительная часть российских сухопутных сил, скорее всего, продолжит использовать устаревшую советскую технику, и потребуются годы, чтобы восстановить качество вооружённых сил и заменить офицеров, потерянных на Украине. Перспективы обороноспособности России также будут зависеть от того, находится ли её экономика на пределе своих возможностей, а оборонный сектор уже максимально увеличил производство, или же по-прежнему есть возможности для увеличения производства по мере ввода в эксплуатацию новых и реконструированных заводов и сооружений. В целом, российские вооружённые силы останутся лоскутным одеялом, причём некоторые части будут более продвинутыми и боеспособными, чем они были в начале 2022 года, а другие всё ещё будут использовать технику времён середины холодной войны, если не раньше. Но вероятность того, что российские вооружённые силы будут окончательно разбиты и не смогут представлять серьёзную угрозу в течение длительного периода, невелика.
 
РАЗРЫВ НАРАСТАЕТ
   Риски, связанные с восстановлением вооружённых сил России, усугубляются вялой реакцией Запада на растущую российскую агрессивность. Европе ещё предстоит пройти долгий путь, прежде чем она будет готова самостоятельно справиться с угрозой со стороны России. Европейского оборонного производства недостаточно для достижения целей перевооружения, несмотря на преимущества Европы в капитале, станкостроении и производительности труда. Европейские страны существенно истощили свои запасы, передав Украине устаревшее оборудование, что ограничило мобилизационный потенциал их вооружённых сил. Эти страны вскоре столкнутся с двойным давлением: финансированием военных усилий Украины и восстановлением, а также заменой своей собственной израсходованной военной техники. Учитывая, насколько ограниченными были их арсеналы с самого начала, если они хотят быть оснащёнными для противостояния российской агрессии, им нужно будет наращивать их значительно выше уровня 2022 года, а не просто восстанавливать утраченное.
   Текущие тенденции показывают, что, хотя европейские расходы на оборону, вероятно, вырастут, этого увеличения может оказаться недостаточно для существенного расширения военного потенциала. Есть исключения, такие как Польша и страны Балтии. Но многие страны с большими бюджетами, такие как Италия и Испания, отстают. Многим из них ещё предстоит выполнить обязательства, взятые на себя всеми союзниками по НАТО, тратить на оборону сумму, эквивалентную двум процентам ВВП. Оборонное производство всей Европе ограничено промышленными мощностями, медленными темпами завершения контрактов и конкурирующими бюджетными требованиями. Все эти проблемы можно решены наличием достаточной политической воли, но европейские лидеры сначала должны трезво оценить обстановку в области безопасности. Соединённые Штаты не собираются существенно расширять своё присутствие в Европе; в лучшем случае приверженность Вашингтона европейской безопасности останется неизменной, пока он подталкивает Европу подготовиться к тому, чтобы оплатить большую часть счёта, чтобы гарантировать, что Украина будет в состоянии защитить себя и сдержать будущую российскую агрессию как против Украины, так и против Европы в целом.
   Американским лидерам, со своей стороны, придётся реалистично оценивать возможности Европы. Даже те страны, которые сейчас вкладывают значительные средства в оснащение и закупки, всё ещё испытывают проблемы с набором, удержанием и подготовкой достаточного количества военнослужащих. Причём расходы на оборону не так просто перевести в способность проводить крупномасштабные боевые операции. Современные операции сложны, а европейские страны, как правило, не могут проводить их без поддержки США. Большинство вооружённых сил на континенте эволюционировали таким образом, чтобы дополнять вооружённые силы США, а не действовать самостоятельно.
   Европейские вооружённые силы и НАТО добились определённого прогресса в приведении своих оборонных инвестиций в соответствие с требованиями региональных оборонных планов. Но силы, действующие на континенте, не способны самостоятельно вести крупномасштабную войну. Им было бы трудно договориться о том, кто будет руководить такой операцией, а кто обеспечит необходимые вспомогательные элементы. Без помощи США европейским вооружённым силам было бы трудно защищать другого члена НАТО или Украину — зависимость, которую Вашингтон, в некоторой степени, увековечил. Таким образом, хотя Соединённым Штатам следует продолжать оказывать давление на своих европейских союзников, чтобы те взяли на себя большую часть бремени обеспечения безопасности, Вашингтон должен понимать, что Европе потребуется много времени, чтобы добиться этого.
 
РАСТУЩИЙ РИСК ВОЙНЫ
   Европа и Соединённые Штаты не готовятся к какой-то отдалённой угрозе. Москва уже ведёт нетрадиционную войну против Европы. За последние несколько лет акторы, предположительно поддерживаемые Россией, подожгли склады в Германии и Великобритании, которые были полны оружия и боеприпасов для Украины, взломали центры очистки воды в Финляндии, заставили мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки пересекать Беларусь и Россию до границ Польши и Финляндии, атаковали железнодорожную инфраструктуру в Чехии и Швеции, убила российского военного перебежчика в Испании и даже планировала покушение на немецкого главу крупного европейского производителя оружия. Цель Кремля, с помощью этих мер - показать европейским правительствам и гражданам, что Россия может отомстить за их поддержку Киева.
   Однако, как только война на Украине закончится, усилия России не уменьшатся. Более широкая цель Москвы в проведении этой тактики - ослабить Запад и его способность противостоять России. Она хочет ослабить западные общества, вбить клинья между Соединёнными Штатами и Европой, понизить способность Европы к коллективным действиям и убедить европейцев в том, что не стоит затрачивать усилия на противодействие Москве. Частью её стратегии является использование ядерного устрашения, например, недавние изменения в российской ядерной доктрине, которые, по-видимому, снижают порог применения ядерного оружия для того, чтобы усилить опасения Запада перед конфронтацией с Россией.
   Россия не в состоянии напрямую бросить вызов НАТО. Нынешний вялотекущий конфликт со странами НАТО, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока российская армия не восстановится, а этот процесс может занять годы. Но тогда Кремль будет искать возможности для дальнейшего подрыва НАТО. У Москвы по-прежнему будут причины для осторожности, не в последнюю очередь потому, что она считает североатлантический альянс превосходящей силой, но у неё может возникнуть соблазн, если станет ясно, что союзникам - и самым важным из них являются Соединённые Штаты - не хватает решимости на коллективную оборону. Кремль был бы наиболее склонен к такому расчёту, если бы Соединённые Штаты были вовлечены в крупный конфликт с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе, который Вашингтон считает своим высшим приоритетом национальной безопасности. Если Кремль посчитает, что Вашингтон не будет или не может прийти на защиту Европы, а Европа в одиночку не сможет одержать победу, тогда Москва может нацелиться на страну восточного фланга НАТО, провоцируя НАТО на ответные действия.
   Картина ещё больше осложняется склонностью Кремля как к риску, так и к ошибкам в расчётах. Москва уже серьёзно недооценила свою способность быстро разгромить украинскую армию и поколебать решимость Запада. Автократы-индивидуалисты, такие как Путин, относятся к типу лидеров, наиболее предрасположены к совершению ошибок, отчасти потому, что они окружают себя подхалимами и лоялистами, которые говорят лидерам то, что они хотят услышать. Вашингтону и его союзникам, при этом спать спокойно, не следует, даже если силы НАТО хорошо оснащены для разгрома российских вооружённых сил. Уверенности в том, что НАТО победит в конце концов, недостаточно, особенно учитывая то, что сейчас переживает Украина: разрушенные города, десятки тысяч убитых, миллионы беженцев и районы, находящиеся под длительной российской оккупацией. Даже если Россия потерпит поражение сегодня, будущая война с Россией может оказаться разрушительной для страны, в которую она вторгнется, и для альянса НАТО. Для Соединённых Штатов и НАТО крайне важно убедиться, что Москва никогда не попытается это сделать.
 
ПОМОЩ И СОДЕЙСТВИЕ
   Конфронтация с Россией останется наиболее напряженной в Европе, но исходящий от Москвы вызов носит глобальный характер. Хотя США и Европа наложили на Россию значительные издержки в связи с вторжением России в Украину, Москва обошла западные санкции и экспортный контроль и сопротивляется утверждениям относительно международной изоляции. В октябре Россия провела ежегодный саммит БРИКС (первыми пятью членами которого были Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), на котором присутствовали десятки мировых лидеров, что продемонстрировало растущий интерес к роли группы как платформы, оспаривающей мощь и влияние Запада.
   Чем больше Путин конфликтует с Соединёнными Штатами и их союзниками, причём это воспринимается как нечто сходящее ему с рук, тем больше у других стран будет смелости решать свои собственные проблемы. Война России на Украине выявляет не только разрыв между риторикой Запада и его практической решимостью, но ограниченность военных возможностей Запада. Это не означает, что кажущийся успех России на Украине автоматически побудит китайского лидера Си Цзиньпина к вторжению на Тайвань; другие факторы, такие как военный баланс сил в регионе и политические императивы Пекина, будут играть более решающую роль в формировании позиции Си Цзиньпина. Тем не менее, Китай делает заметки, как и наблюдатели по всему миру. Потенциальные противники Запада оценивают стоимость применения силы и прикидывают, что их могло бы ожидать, если бы они предприняли аналогичный шаг. Аналогичным образом, неадекватный ответ на российские диверсии в Европе может подтолкнуть других потенциальных противников вступить в игру.
   Москва не довольствуется простым инспирированием, она также активно помогает противникам Запада. Россия оказывала поддержку преступным группировкам по всему региону Сахеля в Африке, предоставляя материальные средства и дипломатическую поддержку, что позволило военным чинам насильственно захватить власть в Мали в 2021 году, в Буркина-Фасо в 2022 году и в Нигере в 2023 году, а впоследствии свернуть связи с Соединёнными Штатами и Европой. Россия также поставляет оружие в Судан, продлевая гражданскую войну в стране и вызванный этим гуманитарный кризис, а также оказывает поддержку ополченцам-хуситам в Йемене, которые атакуют суда в Красном море, нарушая мировую торговлю, и обстреливают ракетами Израиль, близкого союзника США.
После удара российского беспилотника по Киеву
После удара российского беспилотника по Киеву, Украина, ноябрь 2024 года Валентин Огиренко/Reuters
   Хотя для Соединённых Штатов последствия любого из этих событий могут быть ограниченными, в совокупности действия России усиливают проблемы, стоящие перед Вашингтоном. В Нигере поддержка России облегчила новому правительству принять решение заставить Соединённые Штаты покинуть базу, которую они использовали для проведения антитеррористических операций в Сахеле. Если бы Россия усилила свою поддержку хуситов и предоставила им противокорабельные ракеты, у группировки боевиков было бы больше возможностей наносить удары по торговым судам в Красном море и создавать угрозу для защищающих их военных кораблей США и Европы. Как только боевые действия на Украине закончатся, Россия сможет уделить значительно больше ресурсов и внимания хуситам и другим группам или странам, которые угрожают интересам США.
   Некоторые наблюдатели выражают надежду, что забота Китая о своих экономических интересах побудит его обуздать Россию. Однако действия Пекина пока не свидетельствуют о таких усилиях. Китай не возражал против поддержки Россией хуситов, несмотря на риски для мирового судоходства. Даже если Пекин настороженно относится к углублению отношений России с Северной Кореей, он вряд ли будет вмешиваться, не в последнюю очередь потому, что не хочет портить свои давние отношения с Пхеньяном. Вместо этого Китай, похоже, довольствуется тем, что позволяет России расшатывать международную систему и использовать возникший в результате бардак для дальнейшего собственного возвышения. Если может быть какой-то контроль дестабилизирующей деятельности России, то это должно исходить от Запада.
 
ОСЬ ПОТРЯСЕНИЙ
   Усилия России по поддержке Китая, Ирана и Северной Кореи являются одной из самых разрушительных проблем, создаваемых Москвой. Война России на Украине привела к такому уровню сотрудничества между этими странами, который мало кто считал возможным, и Кремль выступил в роли важнейшего катализатора. Появление северокорейских войск в России является тревожным напоминанием о том, что при правлении авторитарных режимов с высокой степенью персонализации в России и Северной Корее, а также при движении в этом направлении режимов в Китае и, в меньшей степени, в Иране сотрудничество может развиваться быстро и непредсказуемым образом.
   Многочисленные политологические исследования показывают, что именно этот тип режима, как правило, проводит наиболее рискованную и агрессивную внешнюю политику. Страны с авторитарными личностями у руля чаще всего инициируют межгосударственные конфликты, чаще всего ведут войны против демократий и чаще всего инвестируют в ядерное оружие. Растущая военная и политическая поддержка Россией Китая, Ирана и Северной Кореи только усилит эти тенденции. А Москва, которая к настоящему времени перестала беспокоиться о своей международной репутации, вероятно, станет ещё менее сдержанной в своём желании помогать даже самым одиозным режимам.
   Таким образом, поддержка Россией других участников этой оси потрясений может привести к беспорядкам в ключевых регионах. Возьмём китайско-российские отношения. Хотя Москва уже много лет поставляет Пекину вооружение, включая современные истребители, системы противовоздушной обороны и противокорабельные ракеты, их связи в сфере обороны углубляются угрожающими темпами. Например, в сентябре [2024] официальные лица США объявили, что Россия предоставила Китаю сложную технологию, которая сделает китайские подводные лодки более тихими и их будет труднее отследить. Ещё несколько лет назад такое соглашение было трудно себе представить, учитывая деликатный характер технологии. Если Пекин и Москва будут работать сообща, военное преимущество США над Китаем может уменьшиться, что повысит вероятность потенциального конфликта в Индо-Тихоокеанском регионе, если Китай решит, что у него есть преимущество.
   Поддержка Ирана Россией точно также вызывает беспокойство. Москва уже давно отправляет Тегерану танки, вертолёты и ракеты класса «земля-воздух», а сейчас поддерживает иранскую космическую и ракетную программы. После вмешательства России в Сирию в 2015 году с целью укрепления правления президента Башара Асада - присоединения к Ирану в этих усилиях - возросшее взаимодействие Москвы и Тегерана позволило им преодолеть историческое недоверие и заложить основы более глубокого и прочного партнёрства. Десять лет назад Россия участвовала (хотя и с осторожностью) в международных переговорах, которые привели в 2015 году к заключению ядерной сделки с Ираном. Но сегодня Москва, похоже, гораздо меньше заинтересована в сокращении вооружений или их нераспространении. Поскольку войны на Ближнем Востоке ослабляют позиции прокси Ирана и обнажают пределы его возможностей сдерживать Израиль, заинтересованность Тегерана в приобретении ядерного оружия может возрасти, и он может обратиться за помощью к России. Эта помощь может быть явной, например, Москва предложит экспертные знания, необходимые для миниатюризации оружия, или косвенной, когда Россия защищает Тегеран от действий ООН. Приобретение Ираном ядерного оружия, в свою очередь, может подтолкнуть другие страны региона, такие как Египет или Саудовскую Аравию, к созданию ядерного оружия, что фактически положит конец нынешней эре нераспространения на Ближнем Востоке.
   В случае с Северной Кореей, поддержка России повышает риск нестабильности на Корейском полуострове. По словам южнокорейских официальных лиц, Пхеньян запросил у России передовые технологии для повышения точности своих баллистических ракет и расширения радиуса действия своих подводных лодок в обмен на отправку Северной Кореей своих войск, боеприпасов и другой военной помощи в Россию. И не только передовое оборудование может сделать Северную Корею более способной и, возможно, более готовой участвовать в региональном конфликте. Северокорейские войска, развёрнутые в настоящее время в России, приобретают ценный боевой опыт и понимание современных конфликтов. В ноябре Москва и Пхеньян также подписали договор, устанавливающий «всеобъемлющее стратегическое партнёрство» и призывающий каждую сторону прийти на помощь другой, в случае вооружённого нападения, - соглашение, которое потенциально может втянуть Россию в борьбу между Северной Кореей и Южной Кореей.
   Возникает соблазн представить, что, если Соединённые Штаты будут давить на Украину прекратить войну и преследовать более прагматичные отношения с Россией, сотрудничество Москвы с членами этой оси может ослабнуть. Однако это пустые мечты. Растущие связи между Китаем, Ираном, Северной Кореей и Россией продиктованы гораздо более глубокими мотивами, чем чисто деловые соображения, вызванные войной на Украине. Во всяком случае, уступки, сделанные России для прекращения войны, только усилят способность Кремля помогать своим партнёрам ослабить Соединённые Штаты.
 
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ
   Российские амбиции могут не ограничиться Украиной, а в отсутствие действий Запада сегодня, затраты противостояния российской агрессии будет только расти. Россия - слабеющая держава, но её потенциал по разжиганию конфликтов остаётся значительным. Таким образом, в ближайшей перспективе бремя сдерживания и защиты от неё, не уменьшится. А поскольку изменения в расходах на оборону, закупки и расстановку сил требуют значительного времени на подготовку, Вашингтон и его союзники должны думать не только о текущей войне на Украине, но уже и сейчас, начать инвестировать, в предотвращение будущей российской оппортунистической агрессии. Европа должна направить свои растущие оборонительные расходы на расширение организационного потенциала и материально-технической поддержки, необходимых для обеспечения возможности независимых действий, если американские вооружённые силы будут задействованы в другом месте. Уступка требованиям России не облегчит и не удешевит защиту Европы - просто взгляните на события последних двух десятилетий. На каждом шагу - во время войны в Грузии в 2008 году, первого вторжения России в Украину в 2014 году и ввода войск в Сирию в 2015 году - Путин проявляет всё большую готовность идти на риск, поскольку приходит к убеждению, что это окупается.
   У Вашингтона, несомненно, есть конкурирующие приоритеты, которые отвлекут его внимание от российской угрозы – Китай самый важный из них. Но, чтобы эффективно противостоять Китаю, Вашингтон сначала должен направить европейскую безопасность в нужное русло. Соединённые Штаты не могут просто передать европейскую безопасность в руки Европы, которая пока не способна справиться с российской угрозой. Если Вашингтон преждевременно сократит свои обязательства перед Европой, Москва может воспринять это как признак растущей незаинтересованности США и использовать эту возможность для продвижения вперёд.
Украинский солдат в Запорожской области
Украинский солдат в Запорожской области, Украина, декабрь 2024 г. Стрингер / Reuters
   Определение приоритетов в политике США важно, но важна и последовательность действий. Сначала администрации Трампа придётся разобраться с войной на Украине. Помочь Украине добиться прекращения войны на выгодных условиях — это самый очевидный способ уменьшить угрозу агрессии со стороны России и поддерживающей её оси переворотов. Это соглашение необходимо включить в более широкую стратегию сдерживания России и сохранения безопасности Украины. НАТО следует отменить Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 года, который запрещает постоянное размещение союзнических войск вблизи России, и разместить войска на восточном фланге НАТО. Североатлантический альянс также должен повысить плановые расходы своих членов на оборону, повысить боеготовность и улучшить возможности по развёртыванию сил для защиты государств-членов, находящихся под угрозой. Западные страны должны сохранять и более эффективно применять санкции и экспортный контроль в отношении России, по крайней мере, до тех пор, пока Путин остаётся у власти. Западные страны также должны инвестировать в украинский оборонный сектор, а также обеспечить Украине возможность содержать собственные вооружённые силы, для сдерживания повторного российского вторжения. Хотя эти меры не положат конец конфронтации с Россией, они ослабят амбиции Москвы и её способность разжигать конфликты в Европе, и укреплять своих партнёров в других регионах мира.
   Администрация Трампа также должна сохранить роль Соединённых Штатов как основного фактора обеспечения европейской безопасности, одновременно работая над уменьшением бремени по её поддержанию. Европейские государства должны стать более способными к коллективным действиям, которые не потребуют помощи США. Всё же в некоторых обстоятельствах они смогут полагаться на Соединённые Штаты, но степень их зависимости должна значительно снизиться. Со временем Соединённые Штаты смогут более свободно ориентироваться на Китай, поскольку они переложат больше оборонных обязанностей на Европу. И в то же время это позволит избежать чрезмерно поспешного, хаотичного разворота, который только ободрил бы Москву и может привести к тому, что в конечном итоге Россия начнёт безрассудную войну либо против НАТО, либо снова против Украины.
   В конфронтации Запада с Россией нет простого решения. Российский ревизионизм и агрессия никуда не денутся. Даже если нынешняя война на Украине будет урегулирована путём перемирия, без каких-либо гарантий безопасности для Украины, новая война вероятна. Игнорирование России или предположение, что с ней можно легко справиться, когда Соединённые Штаты переключают своё внимание на Китай, приведёт только к росту угрозы. Для Соединённых Штатов и их союзников было бы гораздо лучше отнестись серьёзно к вызову со стороны России сегодня, чем позволить другому конфликту стать более дорогостоящим завтра.
 
Андреа Кендалл-Тейлор - старший научный сотрудник и директор программы трансатлантической безопасности в Центре новой американской безопасности. С 2015 по 2018 год она была заместителем директора Национальной разведки по России и Евразии в Национальном совете по разведке.
Майкл Кофман - старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.
 
 
В. Вандерер
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru
Ваш дом
НАШИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО КОМФОРТНОГО ДОМА!
Название
Опрос
Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru