Дата публикации: 10.09.2024
0
15
Нарушающий международное право американский опыт экстерриториальных тюрем начал применяться в других местах по принципу прецедента
Завтра, 11 сентября, отмечается очередная годовщина террористических актов в США, которые подтолкнули администрацию Джорджа Буша-младшего к вторжению в Афганистан, а чуть позже, весной 2003 г., и в Ирак. Помимо последствий этих войн для жителей двух стран и самих США, позорным пятном, связанным с этой военной авантюрой, является секретная тюрьма в Гуантанамо, где до сих пор находятся заключённые. Это место стало не только именем нарицательным, связанным с пытками и двойными стандартами, но и само решение о создании этого центра имело и до сих пор имеет последствия в других точках земного шара.
Исторически база ВМС США в заливе Гуантанамо появилась в соответствии с условиями долгосрочной аренды, заключённой с Кубой в начале ХХ века, когда там было проамериканское правительство. Согласно этому кабальному договору, правительство США осуществляло «полную юрисдикцию и контроль» над землёй, которую оно там занимало. После Кубинской революции Фидель Кастро попросил покинуть территорию, но США отказались. Фактически это оккупированная США территория Кубы, хотя в Вашингтоне ссылаются на договор. Важно отметить, что во время Карибского кризиса одним из пунктов переговоров, который отстаивала кубинская сторона, был уход американских военных. Однако при окончательном соглашении с США советская сторона, к сожалению, не стала настаивать на выводе базы, и она там осталась.
Одной из ключевых идей создания центра содержания под стражей в Гуантанамо было стремление американского командования в Афганистане переложить задачу содержания пленных противника за пределы страны, чтобы военные смогли сосредоточиться на боевых операциях. В ноябре 2001 года администрация Буша рассматривала различные варианты размещения, в том числе на материковой части США, на американских военных базах в Европе, в Пакистане, на островах Тихого океана и даже на кораблях ВМС. Но в итоге выбор пал на Гуантанамо, потому что база соответствовала нескольким критериям, установленным официальными лицами администрации Буша: военно-морская база на Кубе была достаточно большой, достаточно защищённой и, что самое главное, находилась на чужой территории, а значит, вне досягаемости любого американского суда. Обычно при критике тюрьмы Гуантанамо говорится именно об этом, что это место было выбрано для того, чтобы избежать юридических последствий внутри США, ведь тогда нужно было бы применять все прописанные формальности, а военные и спецслужбисты были бы подотчётно судебной системе самих США.
Министр обороны США Дональд Рамсфелд объявил о создании нового центра в Гуантанамо американской общественности 27 декабря 2001 г., а первые задержанные прибыли через две недели.
Другим критическим решением администрации Буша стало обозначение пленных, в основном захваченных на афганской земле, в качестве «незаконных комбатантов», а не как военнопленных. Если во время традиционных вооруженных конфликтов между государствами в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, в частности Третьей Женевской конвенцией, военнопленным должен быть обеспечен минимальный уровень ухода, который включает безопасное размещение, достаточное питание и медицинскую помощь, а также запрещается подвергать заключенных насилию, пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению, то для «незаконных комбатантов» не было подобных условий. Вообще, это был юридический новояз, который не определён ни в каких конвенциях и договорах, а в США посчитали, что Женевские конвенции неприменимы к конфликту с запрещённой в России «Аль-Каидой». «Война с терроризмом открывает новую парадигму», – написал президент Буш в феврале 2002 года в служебной записке для своих высших должностных лиц в области национальной безопасности.
В своём юридическом обосновании этого решения администрация Буша заявила, что заключённые «Аль-Каиды» являются частью негосударственной группировки, которая не является участником Женевских конвенций.
В документе сказано, что «мы приходим к выводу, что эти договоры не защищают членов запрещённой в России «Аль-Каиды»*, которая как негосударственный субъект не может быть участником международных соглашений, регулирующих ведение войны. Мы также заключаем, что у президента есть достаточные основания полагать, что эти договоры не защищают членов ополчения запрещённого в России движения «Талибан». В этом меморандуме не выражено никакого мнения относительно того, должен ли президент принимать политическое решение о том, что вооружённые силы США должны придерживаться стандартов поведения, закреплённых в этих договорах, в отношении обращения с заключёнными».
И хотя Афганистан является участником этих конвенций, заключённые талибы не получали никакой защиты, которая положена военнопленным, поскольку они, согласно Белому дому, не соответствовали критериям для военнопленных, изложенным в Третьей Женевской конвенции.
Что поразительно, США постоянно настаивали, чтобы в отношении ряда террористических группировок, особенно тех, которые действовали на территории Северного Кавказа в России, использовались термины и процедуры, которые позволят давать им права в соответствии с Женевской конвенцией. Иначе говоря, есть «хорошие террористы», которых США называют борцами за свободу (кстати, основателя «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена в США тоже называли борцом за свободу, когда в 80-х годах он воевал против законного правительства, поддерживаемого СССР), а есть и плохие – это те, кто угрожает интересам США. Вот в отношении них никакие конвенции и договоры не действительны, поэтому к ним можно применять и пытки, и жестокое обращение.
В Гуантанамо были отправлены не только граждане Афганистана и соседнего Пакистана. В застенки этой тюрьмы попали представители почти 50 государств. Известно, что восемь заключённых было из России. Больше всего оказалось граждан Афганистана (219), Саудовской Аравии (134), Йемена (115) и Пакистана (72). Всего было захвачено и отправлено в Гуантанамо 780 человек, последний из них – в 2008 г.
Безусловно, опыт США по экстерриториальным тюрьмам стал применяться и в других местах по принципу прецедента.
После 2001 г. ЦРУ также проводило допросы «особо ценных задержанных» в секретных учреждениях в зарубежных странах, включая Таиланд и Польшу, а затем переводило некоторых из этих задержанных в Гуантанамо.
Также известно о секретных тюрьмах ЦРУ в Литве и Румынии.
Отмечалось, что «Совет Европы и его Парламентская ассамблея (ПАСЕ) не проявили должной воли к обсуждению отказа правительственных органов в Вильнюсе, Варшаве и Бухаресте расследовать многочисленные случаи нарушений прав человека, вытекающие из соглашения этих стран разместить на своей территории секретные базы ЦРУ. Такое отношение подрывает сами основы Европейского союза, ослабляет веру европейских граждан в то, что их основные права действительно гарантированы, лишает ЕС его морального авторитета и дискредитирует его приверженность общечеловеческим ценностям».
После погружения Ливии, странами НАТО, в хаос в 2011 г. ЕС также организовал там секретные тюрьмы, в которых содержали мигрантов. Для этого европейцами выделялись специальные средства.
А недавно газета The Daily Telegraph сообщила, что власти Великобритании рассматривают возможность отправлять осуждённых преступников отбывать заключение в Эстонию, чтобы разгрузить собственные перенаселённые тюрьмы. Она сослалась на источники в правительстве, подтвердившие, что такие варианты рассматриваются ввиду сложной ситуации в пенитенциарной системе Соединённого Королевства. Согласно данным британского министерства юстиции, в августе в мужских тюрьмах Англии и Уэльса свободными оставались всего 83 места.
Таковы последствия доктрины Буша и прецедента тюрьмы в Гуантанамо, страница которой всё ещё не закрыта.
ЛЕОНИД САВИН
Источник: https://www.fondsk.ru/
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru