Дата публикации: 25.09.2024
0
12
"Утро на Куликовом поле", художник Александр Бубнов© Fine Art Images/ Heritage Images/ Getty Images
Сражение между русскими войсками Дмитрия Донского и ордынцами Мамая века покрыли туманом легенд. Развеять его не удаётся до сих пор.
644 года назад, в сентябре 1380 года, на поле Куликовом русские и ордынские войска встали друг напротив друга. Поблизости от них пролегли воды реки Непрядва. Отряды Дмитрия Донского атаковали первыми на свой страх и риск, но сил им недоставало. Ожесточённый бой завязался с наёмниками - черкесами Северного Кавказа и фрягами Западной Европы. В сумятице решить дело позволило вступление в бой запасного полка — свежих войск русских. Темник (полководец) и правитель Орды Мамай бежал с поля, оставив лежать на нём своего господина - юного хана Мухаммада. Мамай уносил с собой память о том, зачем пошёл войной на Русь, и с чем ему не удалось совладать за годы правления: о потерянных деньгах.
Мамай не хочет войны?
Вопреки сложившимся представлениям, причины столкновения между Русью и Ордой лежали не только в области культурных и политических противоречий. Со времени монгольских завоеваний XIII века Русь платила дань Орде, но в 70-е годы XIV века поток серебра из Московского княжества иссяк. Мамай настоятельно требовал денег, но у него не получалось добиться ничего от Москвы.
На мысль ничего не платить Орде Дмитрия Донского наводили новости из Степи. В начале десятилетия кочевников задела одна из волн пандемии XIV века — чумной. Русь поветрие обошло стороной. Демографическое соотношение менялось, а значит, возникала возможность пересмотреть сложившийся баланс сил.
Первоначально Мамай пробовал договориться с Москвой, ради чего принял у себя кандидата в митрополиты всея Руси москвича Михаила. И одновременно давил на Дмитрия, укрепив связи с независимым княжеством в Твери. Однако всё это не подействовало: восстановить налаженный поток денег дипломатическими средствами темник не смог.
Не татарское войско?
Когда войска Дмитрия Донского и его союзников (в основном - небольшой группы северорусских князей) подошли к полю Куликову, против них выступили заметные, но разрозненные силы противников. В распоряжении Мамая находились девять тюменов — потенциальной численностью по 10 тыс. человек. Однако это завышенная оценка. После эпидемии, степи не обеспечивали набора. Мамай вынужден был обратиться за помощью к иноземцам. Поэтому против русских на поле Куликово вышли не только тюрки, но вместе с ними и наёмники генуэзцы (а возможно, другие итальянцы и западноевропейцы), черкесы Северного Кавказа и армяне. Для столкновения насмерть эти силы не годились. Военные профессионалы сдержали первый удар Дмитрия, но разбежались, оставив Мамая, когда подоспели свежие силы русских.
Позже родилась одна из легенд о поле Куликовом. Упомянутое в источниках слово "фряги" имело несколько значений, одно из которых "житель Генуи". В кругах евразийцев утвердилось представление о Мамае как правителе, пробовавшем навести мост между Востоком и Западом. Ордынец якобы выступил как союзник католических держав, надеявшихся взять под контроль древнерусский экспорт. Участником интриги называли даже папу римского.
В наши дни такие реконструкции ставят под сомнение. Согласно источнику XV века "Уставу для генуэзских колоний на Чёрном море", торговая республика располагала лишь десятками, в лучшем случае — сотнями воинов в Причерноморье. И нет причин считать, что Мамай, обратись он за помощью, получил бы всех их: республика едва стала бы оголять свои тылы. Это значит, что если генуэзцы и были в его войске, то насчитывалось их немного.
Возможно другое понимание: слово "фряг" у древнерусских авторов, писавших о поле Куликовом, имело более широкое значение — итальянец, включая неаполитанцев, и даже любой выходец из Западной Европы. Но какими путями эти люди попадали в степь, остаётся неясным.
Не Пересвет и не Ослябя?
Эмоциональная кульминация Куликовской битвы — сражение русского воина Пересвета с ордынским силачом Челубеем — также не вписывается в канву исторических фактов. На картине Васнецова, посвящённой их бою один на один, славянский воин изображён в монашеской одежде, что соответствует исторической традиции, видевшей в нем инока. Однако в памятнике XIV–XV веков "Задонщина" герой представлен иначе: "поскакивает на своём борзом коне, а золочёным доспехом посвечивает". Обнаружены и другие источники, указывающие, что Пересвет и Ослябя оставались мирянами: они находились на военной службе у брянского князя Дмитрия. В исторической реальности оба не имели отношения к Сергию Радонежскому, а под началом Дмитрия Донского оказались при чрезвычайных обстоятельствах.
"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле", художник Михаил Авилов © Fine Art Images/ Heritage Images/ Getty Images
Вполне вероятно, причисление воинов к духовенству — результат ошибки переписчика. Перед смертью Ослябя постригся в монахи, из-за чего его имя и стали отождествлять с Церковью. Пересвет же в ранних источниках именовался "братом" Осляби, что поняли иносказательно как братство во Христе. Впрочем, в атеистические времена от христианских образов отказались. Созданная в 1943 году картина Михаила Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" — самое знаменитое изображение боя. На нем богатырю возвратили его мирской облик, в котором он перед глазами зрителей сражается с ордынским супостатом один на один.
И не Сергий Радонежский?
По современным представлениям, православный святитель не должен был иметь прямого отношения к Куликовской битве. В исторической литературе с конца XX века утвердилось мнение, что эпизод, предшествовавший сражению, - встреча между великим князем и основателем Троице-Сергиева монастыря - не более чем позднейшая вставка. Аргументов несколько: во-первых, в свидетельствах XIV века о благословении Сергия не сообщается ни словом. Этот эпизод попал на страницы источников лишь веком позже, когда живая память о событии уже была утрачена. Во-вторых, встреча Сергия и Дмитрия перед боем сомнительна с точки зрения логистики: путь на Куликово поле (к югу от Москвы) лежал мимо Сергиева монастыря, расположенного к северу. Кроме того, отправляться слишком далеко за укреплением в силах князю не требовалось: ближайший сподвижник святого Сергия его племянник Феодор нёс постриг в Симоновом монастыре на территории Замоскворечья. Иногда задаются вопросом: нуждался ли Дмитрий в благословении? Разыгравшийся накануне битвы конфликт развёл по разные стороны двух кандидатов на митрополичий престол - Алексия и Киприана. Дмитрий Донской поддерживал первого, Сергий Радонежский - второго. Есть основания полагать, что в критический момент времени перед сражением отношения между князем и будущим святым оставляли желать сильно лучшего.
Мамай не был узурпатором
Заблуждения многочисленны относительно противника русских Мамая: его причисляют к нелегитимным правителям со следующим из этого выводом: темник был низвергнут в ходе оправданной с точки зрения степных традиций затяжной борьбы за власть. Роль и значение Дмитрия Донского при таком подходе кардинально меняются: из борца за национальное освобождение он превращается в исторического деятеля, пытавшегося навести порядок в своей изнуряемой смутами стране - Золотой Орде.
В действительности оснований видеть в Мамае узурпатора нет. Не имея прав на престол, полководец неукоснительно следовал степным традициям, держа при себе молодых и зависимых "ханов" из династии Чингиза. С этой стороны, потеря, понесённая темником на поле Куликовом, была невосполнимой. После атаки русских, жизни лишился хан Мухаммад, который не должен был участвовать в схватке, поскольку выполнял совсем другую функцию: присутствовал, чтобы воплощать собою законную власть. Других потомков Чингиз-хана под рукой у Мамая не было. Бежав в степи, темник действительно столкнулся с потерей легитимности, и от него стали откочёвывать прежде верные тюмены.
Появление на горизонте нового претендента на власть оказалось как нельзя некстати. Выходец из казахских степей Тохтамыш хоть и по боковой ветви, но имел права на престол. Вопреки устоявшимся представлениям о степняках как примитивном обществе, закрыть глаза на династическое право среди них отваживались немногие. Чаша весов стала склоняться в сторону нового претендента. И неудивительно, что когда Мамай сразился с Тохтамышем, не смог убедить в своих правах Степь и был наголову разбит конницей претендента.
После катастрофического поражения бывшему правителю Золотой Орды оставался единственный путь — в земли предков, лежавшие на юге. Последний акт исторической драмы разыгрался на берегу Крыма, где Мамай, преданный всеми, лишился и жизни. Одни считают его убийцами ордынцев, другие — генуэзцев. Или, может быть, всё произошло иначе?
Мамай не похоронен на месте Мамаева кургана
Поздняя легенда, связанная с Мамаем, набрала силу уже во второй половине XX века. В её основе — наивная этимология, ставящая знак равенства между разными людьми, жившими в отдалённые эпохи и носившими одно имя Мамай. На деле в таком совпадении нет ничего необычного — ведь речь идёт об уменьшительной форме чрезвычайно популярного имени Мухаммад. Но в городе Царицыне, ставшем впоследствии Сталинградом, многие верили, что Мамаев курган на берегу Волги — не просто созвучен имени темника, а послужил ещё ему и местом последнего упокоения. Тем более что поблизости — на Нижней Волге и правда, раскопаны покинутые жителями города Золотой Орды.
После Сталинградской битвы обаяние легенды только укрепилось. Рассказывали о могиле Мамая, спрятанной в толще холма, где ордынский полководец якобы покоится, похороненный с почестями в золотых доспехах. Главное сражение XX века, по этой версии, разыгралось именно на его костях.
Шансов, что эта гипотеза окажется верной, с самого начала было немного. Захоронение Мамая естественно искать там, где теряются его следы, — в Крыму. Как раз там, в 1990-х учёные, поставившие себе целью найти кости Мамая, добились успеха: обнаружили гробницу темника в окрестностях посёлка Старый Крым у могильного холма, известного как Шах-Мамай.
Когда усыпальницу вскрыли, глазам учёных предстала картина запустения. Оставленного воинами и слугами бывшего правителя похоронили бедно, как полагалось изгнаннику. "Это захоронение, весьма заурядное с погребальной точки зрения [...] привлекло наше внимание устройством домовины и размерами погребальной ямы", — объясняют археологи. Но может быть, погребальная яма таит в себе символ?
Боровшийся до конца за огромную власть Мамай, словно в насмешку, лёг в могилу много больше себя по размеру. Длина похоронного углубления составила гигантские 2,9 м. В то время как темник, пробовавший вернуть Орде власть над Русью, ровно наоборот, был почти карликом — всего 1,5 м. Ценных вещей, чтобы отправить в последний путь вместе с незадачливым хозяином степи, у устроителей похорон не нашлось.
Источник: https://tass.ru/
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru