Дата публикации: 11.01.2025
0
14
Российская военная техника проезжает перед военным парадом по Москве, май 2024 года: Шамиль Жуматов / Reuters
Может ли Трамп вовлечь в конфликт Китай и Россию, пока не стало слишком поздно?
Готовясь ко второму сроку президентства США, Дональд Трамп сталкивается с тем, что мир скатывается в ядерную анархию. Балансирование на грани войны между крупнейшими ядерными державами усиливается: Китай неустанно наращивает свои ядерные силы, причём отказывается от серьёзного взаимодействия с Соединёнными Штатами в области контроля над вооружениями; американо-российское сотрудничество в ядерной области, и без того находящееся в тяжёлом состоянии, ещё больше ухудшилось из-за неоднократных ядерных угроз президента Владимира Путина в ходе войны России на Украине. Недавние сообщения, основанные на информации от высокопоставленных официальных лиц США, указывают на то, что Соединённые Штаты также могут изменить свою позицию и расширить арсенал, для усиления сдерживания скоординированного ядерного авантюризма России, Китая и Северной Кореи. Все эти события подорвали важнейшие основы ядерного порядка и повысили риск ядерной войны. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был подписан в 1968 году, является единственным оставшимся важным юридически обязательным механизмом для поддержания этого порядка. Однако действия государств, обладающих ядерным оружием и являющихся участниками договора, разочарование многих неядерных государств и рассмотрение другими странами возможности создания собственных ядерных программ поставили будущее ДНЯО под сомнение.
В ответ на этот продолжающийся кризис в недавней статье для Foreign Affairs Дорин Хоршиг и Хизер Уильямс призвали Соединённые Штаты «поддерживать существующие ядерные нормы» путём установления более тесных отношений со странами глобального Юга, укрепления партнёрских отношений с союзниками и налаживания регионального взаимодействия между ядерными и неядерными странами. Но такие усилия сами по себе недостаточны. На данном этапе, в последней попытке предотвратить ядерную анархию, Соединённые Штаты должны вновь попытаться взаимодействовать напрямую с Китаем и Россией не только как с ядерными противниками, которых необходимо сдерживать, но и как с потенциальными партнёрами.
Трамп, который гордится тем, что является смелым лидером, должен использовать свою инаугурационную речь, для активизации скоординированных действий Китая, Франции, России, Великобритании и Соединённых Штатов — пяти ядерных государств, которые являются участниками ДНЯО — чтобы предотвратить крах ядерного порядка. Он должен призвать лидеров этих стран присоединиться к нему в проведении откровенной и быстрой оценки нынешних опасностей, а пока проводится оценка, согласиться на шестимесячный период «приведения в нормальное состояние» ядерного сдерживания. Сегодня, на фоне всё более растущей гонки ядерных вооружений и угроз, существует реальная опасность того, что это оружие будет применено впервые более чем за три четверти века. Окно возможностей для коллективных действий быстро закрывается. На карту поставлена безопасность Соединённых Штатов и их союзников. В начале нового президентского срока его прежние отношения с Путиным и китайским лидером Си Цзиньпином дают Трампу возможность проявить смелость и отличную возможность для глобального лидерства.
ЗАКРЫВАЮЩЕЕСЯ ОКНО
Ограничения на наращивание ядерных вооружений снимаются. В отсутствие существенных действий можно с уверенностью сказать, что Новый договор СНВ, который ограничивает численность стратегических ядерных сил России и США и обеспечивает предсказуемость благодаря мерам проверки, по истечении срока его действия в феврале 2026 года не будет заменён. Несмотря на то, что обе страны остаются в пределах численного лимита договора, Москва уже прекратила проводить инспекции на местах и предоставлять уведомления, как того требует договор. Если не будет создана замена, то впервые с момента подписания Договора об ограничении стратегических вооружений в 1972 году ядерное соперничество между двумя самыми мощными ядерными державами не будет регулироваться. Также вероятным выглядит активизация гонки ядерных вооружений между Соединёнными Штатами и Китаем: по прогнозам, к 2030 году Китай увеличит свой ядерный арсенал более чем в 1000 единиц развёрнутого ядерного оружия, и в ответ Соединённые Штаты изменили свою ядерную доктрину и готовятся увеличить как количество развёрнутых ядерных боеголовок США, так и их готовность.
Ещё большее беспокойство вызывает то, что эксперты и правительственные чиновники в Соединённых Штатах и многих других странах больше не верят в то, что ядерное оружие никогда не будет использовано в конфликтах. Официальные лица серьёзно относятся к угрозам Путина и уделяют повышенное внимание тому, как реагировать на применение ядерного оружия в войне на Украине. Любая реакция должна быть направлена на достижение баланса между различными целями:
-
сдерживание последующего применения ядерного оружия;
-
восстановление так называемого ядерного табу, нормы, запрещающей применение ядерного оружия;
-
и предотвращение перерастания в глобальную ядерную войну.
На вопрос, как это сделать, чёткого ответа нет.
Отчасти из-за этих надвигающихся опасностей многие страны больше не верят в то, что ДНЯО является надёжным средством прекращения гонки ядерных вооружений, снижения риска ядерной войны и продвижения вперёд в области разоружения. Некоторые уже продемонстрировали своё разочарование в ДНЯО, заключив в 2017 году Договор о запрещении ядерного оружия, который запрещает не только применение такого оружия, но и его испытания, производство и владение. Любые дальнейшие шаги назад — крах двустороннего контроля над ядерными вооружениями или возобновление испытаний ядерного оружия в рамках усиливающейся гонки вооружений — могут вынудить ряд неядерных стран пригрозить выходом из ДНЯО или даже официально выйти из него.
На другом конце спектра находятся некоторые страны, которые переосмысливают принцип нераспространения, который защищает ДНЯО. Иран продолжает продвигаться к созданию ядерного оружия, хотя его лидеры, по-видимому, считают, что их региональным амбициям гораздо лучше отвечает отказ от использования ядерного потенциала страны. Обострившаяся региональная нестабильность заставляет другие страны, в первую очередь Японию и Южную Корею в Азии и Саудовскую Аравию на Ближнем Востоке, взвешивать выгоды и риски от приобретения ядерного оружия. Даже среди европейских стран война на Украине и опасения по поводу ухода США возобновили обсуждение некоего типа общеблокового ядерного сдерживания, а то и отдельных национальных программ. И здесь конечным результатом, скорее всего, станет стремительный выход из ДНЯО.
В совокупности эти события коренным образом изменят глобальные ядерные отношения, причём к худшему. Они решительно подорвут безопасность не только Соединённых Штатов, но и всех стран, включая ядерных противников США. Такая перспектива должна стать достаточной мотивацией для великих ядерных держав мира к непосредственному взаимодействию друг с другом в рамках совместной оценки и периода охлаждения.
ЖЕСТКИЙ ВЗГЛЯД
Совместную оценку должна проводить небольшая группа бывших чиновников или заместителей на уровне кабинета министров с двумя представителями от каждого государства-участника ДНЯО, обладающего ядерным оружием: один из министерств иностранных дел, администрации президента или спецслужб, а другой – из оборонных или военных ведомств. Использование бывших должностных лиц позволило бы каждому правительству включить в обсуждение свои проблемы и проблемы своих союзников, официально оставаясь в стороне. Важно отметить, что каждое правительство могло бы согласиться на участие, не отступая от своих позиций в отношении текущей военно-политической конфронтации. Группа должна поделиться своими выводами с лидерами стран в течение шести месяцев.
В соответствии с этой оценкой Вашингтон также должен объявить шестимесячный период «охлаждения» в ядерной сфере, в течение которого все пять стран будут проявлять ядерную сдержанность. Хотя в зависимости от страны это будет определяться по-разному, смысл для каждой из них будет заключаться в том, чтобы избегать действий, которые их основные противники явно сочтут угрожающими. (Дипломатические контакты и обмен мнениями по неофициальным каналам могли бы помочь устранить неизбежные разногласия по поводу того, какие действия соответствуют принципам сдержанности, а какие - нет). Например, в период затишья Соединённые Штаты могли бы продолжить ранее начатую деятельность по модернизации своих ядерных сил, но отложить принятие любого решения об увеличении количества ядерных боеголовок в своих существующих системах доставки ракет. Китай мог бы продолжать строительство дополнительных ракетных шахт, но воздержаться от их заполнения. Россия могла бы развернуть свою крылатую ракету с ядерной установкой, но избежать риторического бряцания оружием и заморозить проведение новых ядерных учений в Беларуси. Что особенно важно для сохранения ДНЯО, ни одна страна не возобновит испытания ядерного оружия, под которыми понимаются крупномасштабные испытания, приводящие к ядерному взрыву.
Если в результате оценки будет получено достаточное подтверждение общих опасностей, которые могут возникнуть в будущем, то период охлаждения следует продлить ещё на шесть месяцев. Параллельно с этим продлением должны начаться переговоры по двум направлениям: одно - между Соединёнными Штатами, их союзниками по НАТО и Россией, другое - с участием Соединённых Штатов, их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Китая. В краткосрочной перспективе целью этих диалогов было бы согласование скоординированных, и однонаправленных действий по снижению двусторонних ядерных рисков, укреплению режима ДНЯО и замедлению сползания к ядерной анархии. Такие переговоры должны проходить под наблюдением проводимых два раза в год совещаний на уровне секретарей всех пяти стран, которые могли бы координировать отдельные направления и выявлять возможности для многосторонних действий. Кроме того, эти встречи могли бы предоставить остальному миру возможность участвовать в процессе принятия решений этими ядерными державами и, таким образом, помочь восстановить легитимность ДНЯО и его поддержку среди неядерных государств.
Есть много возможностей, которые стоит изучить. На каждом этапе диалога можно было бы сначала изучить правила поведения, которые помогли бы избежать эскалации ядерной войны в результате случайности или просчёта. Даже в отсутствие соглашений о конкретных действиях по предотвращению рисков само обсуждение помогло бы прояснить взгляды ключевых противников. Китай, Россия и Соединённые Штаты также могли бы взять на себя обязательство не применять тактику запуска по предупреждению, при которой ответный ядерный удар наносится, как только спутниковые системы предупреждения обнаруживают возможный первый удар противника. Москва и Вашингтон могли бы опубликовать заявление о намерениях продолжать соблюдать количественные ограничения на стратегические ядерные боеголовки и пусковые установки в рамках Нового договора СНВ-2018 после истечения срока действия договора. Опираясь на период охлаждения, Китай мог бы заявить, что он будет продолжать проявлять сдержанность в заполнении новых шахт до тех пор, пока Соединённые Штаты воздерживаются от расширения своего ядерного арсенала для усиления сдерживания Китая.
Первоначальные соглашения о более жёстких ограничениях могут открыть перед пятью государствами - участниками ДНЯО, обладающими ядерным оружием, возможности для решения ещё более сложных проблем в будущем, включая вовлечение Северной Кореи для предотвращения ядерного авантюризма и предотвращения гонки ядерных вооружений между Ираном, Израилем, Саудовской Аравией и другими странами Ближнего Востока. В среднесрочной перспективе активизировавшееся сотрудничество ядерных держав могло бы стать отправной точкой для более эффективного управления их более широкими отношениями друг с другом.
РАСЧЕТ РИСКОВ
Есть некоторые потенциальные препятствия. Когда срок полномочий его первой администрации подошёл к концу, Трамп не согласился просто продлить на пять лет СНВ в пользу выдвижения Москве новых условий для продолжения действия договора. И некоторые из его назначенцев во второй администрации будут уделять приоритетное внимание принятию значительных шагов по укреплению ядерного сдерживания Соединённых Штатов. Трамп, возможно, не захочет рисковать с крупной инициативой, которая может не понравиться Путину и Си Цзиньпину или сорваться в середине процесса. Союзники, которые полагаются на американскую ядерную защиту, также могут испытывать беспокойство по поводу того, что могут означать для их интересов безопасности двусторонние дискуссии, которые будут проводиться в течение продления периода охлаждения.
Тем не менее, драматическая инициатива, которая уменьшила бы экзистенциальные ядерные риски для Соединённых Штатов, естественным образом вытекает из неоднократных упоминаний Трампом, во время кампании 2024 года, угрозы ядерной войны, а также из его обещаний смелого лидерства внутри страны и за рубежом. И Трамп мог бы развеять любые опасения, предприняв эти усилия в самом начале своей администрации, когда приглашение провести ядерную оценку и период охлаждения, даже если это будет отклонено, вряд ли будет воспринято как признак слабости или робости. Вашингтон также должен заверить союзников США, что этот процесс направлен на снижение ядерного риска для всех и что страны Европы и Азии будут участниками диалогов, которые затрагивают их регионы.
Обеспечение участия Москвы и Пекина может оказаться непростой задачей. Но, как и Соединённые Штаты, Китай и Россия также заинтересованы в сдерживании распространения ядерного оружия, предотвращении полного срыва ДНЯО и не допущении ядерной войны. Например, превращение Японии или Южной Кореи в ядерные державы стало бы прямой угрозой Китаю. И любые новые национальные ядерные программы в Европе или создание континентального механизма ядерного сдерживания повлекли бы за собой новые опасности для Москвы. Даже в отсутствие этих событий и Путин, и Си Цзиньпин, похоже, осознают неопределённость и риски, присущие любому применению ядерного оружия: Си Цзиньпин призвал Путина не доводить войну на Украине до ядерного уровня, и Путин воздержался от этого, несмотря на его неоднократные угрозы.
Оба лидера также знают, что отказ от участия в решении ядерных проблем приведёт к тому, что Соединённые Штаты усилят свою собственную позицию ядерного сдерживания способами, которые могут увеличить опасности и неопределённости для их стран. Консервативные члены военного сообщества США уже давно выступают за подобные шаги, и многие из них, вероятно, вернутся на влиятельные посты в новой администрации Трампа. Для Путина и Си Цзиньпина согласие присоединиться к совместному периоду оценки и охлаждения стало бы способом правильно начать их обновлённые отношения с Трампом. В конце концов, президент будет тем человеком, который в наибольшей степени сможет противостоять их амбициям или предложить компромиссы, которые уравновесят интересы Китая, России и США.
Украина и Тайвань — это «дикие карты». Поскольку Соединённые Штаты оказывают военную поддержку Украине, Россия неоднократно отказывалась сотрудничать с Соединёнными Штатами в вопросах контроля над ядерными вооружениями. Но во время своей предвыборной кампании Трамп поклялся быстро положить конец войне; если бы он изменил политику США в отношении Украины и предпринял усилия по дипломатическому урегулированию, Путину было бы значительно легче положительно отреагировать на президентское предложение, призывающее к ядерному сотрудничеству. Поддержка Тайваня Соединёнными Штатами и их союзниками может аналогичным образом подорвать готовность Китая к взаимодействию. Си может обусловить участие Пекина в совместной оценке прекращением такой поддержки, что может погубить процесс ещё до его начала. Но внесение этого предложения — единственный способ выяснить, готов ли Си Цзиньпин смотреть в будущее и отделять ядерную дискуссию от конфронтации из-за Тайваня.
Если бы Трамп стремился к сотрудничеству и не нашёл бы желающих, вероятно, он получил бы большую поддержку внутри страны и за рубежом, чтобы предпринимать больше конфронтационных односторонних и многосторонних действий, потому что он мог бы указать на отказ Китая и России как на признак того, что повышение температуры это единственный способ защитить безопасность США и управления ядерными рисками. Эти меры могут включать усилия, которые предложили Хоршиг и Уильямс, такие как создание коалиций для защиты пошатнувшихся норм путём установления контактов с глобальным Югом для мобилизации призывов к ядерной сдержанности. Но действия Трампа также должны включать в себя ещё более активные усилия по поддержанию, укреплению и адаптации возможностей США и союзников, которые на протяжении последних нескольких десятилетий были необходимы для снижения ядерного риска и предотвращения распространения. Вашингтону следует дать понять как Пекину, так и Москве, что он готов вступить в ядерную гонку, если его противники не предоставят ему альтернативы, и что отсрочка новых ядерных инициатив США также связана с их сдержанностью.
Выбор для Трампа на его второй срок очевиден:
-
либо попытаться избежать ядерной анархии, помогая наладить необходимое сотрудничество между пятью государствами - участниками ДНЯО, обладающими ядерным оружием,
-
либо руководить продолжающимся распадом ядерного порядка и полагаться на дорогостоящие, политически противоречивые и неоднозначные меры сдерживания для защиты Соединённых Штатов, своих союзников и всего остального мира от угрозы ядерного пожара.
Поскольку всё больше и больше столпов ядерного порядка дают трещину или рушатся, время имеет решающее значение. Начало президентства Трампа представляет собой мимолётную возможность выполнить своё предвыборное обещание предпринять смелые действия и предложить новый путь вперёд. Он должен воспользоваться этим.
ЛЬЮИС А. ДАНН - независимый консультант, занимающийся вопросами снижения ядерных рисков, контроля над вооружениями и нераспространения. Он был послом США на Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия 1985 года.
Источник: https://www.foreignaffairs.com/
В. Вандерер
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru