Обеспокоенность по поводу синдрома Кесслера, при котором уничтожение спутников создаёт непроницаемое поле из обломков, блокирующее любой доступ в космос, породила значительную общественную оппозицию противоспутниковому оружию. Тем не менее, ряд стран, в первую очередь Китайская Народная Республика, продолжают активно исследовать, разрабатывать и испытывать как кинетические, так и некинетические противоспутниковые средства. Это привело к чему-то вроде гонки вооружений в миниатюре, когда геополитические соперники спешат задействовать наступательные противоспутниковые средства наряду с оборонительными мерами по противодействию им. Общепринятая точка зрения, по-видимому, заключается в том, что противоспутниковое оружие представляет особую опасность, поскольку существующие правовые рамки с трудом могут сдержать эту гонку вооружений.
Впрочем, возможно, это слишком пессимистично. Есть веские основания полагать, что противоспутниковое оружие будет становиться все более и более маргинальным. Продолжающаяся эволюция и расширение систем быстрого запуска значительно сократят сроки замены выведенных из строя спутников. Это, в свою очередь, снижает эффект удачных противоспутниковых ударов.
Движущие силы инвестиций в противоспутниковые системы времён холодной войны
Во время холодной войны быстро развивались возможности наблюдения из космоса, которые обеспечивали достаточную и своевременную разведывательную информацию о международных делах при низких затратах. Относительные возможности разведки, наблюдения и рекогносцировки – эвфемистически описываемые как «национальные технические средства» - каждой из сторон, как в Соединённых Штатах, так и в Советском Союзе, рассматривались как угроза. Спутниковые программы-шпионы, такие как CORONA, позволили Соединённым Штатам точно оценить, что они резко переоценивают количество межконтинентальных баллистических ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия, которыми располагал Советский Союз. В новом мире, где спутники-шпионы дестабилизировали игру в обман, требовалось решение, помогающее сохранять секреты. Впоследствии обе страны разработали функциональные противоспутниковые средства для противодействия передовым функциям разведки, наблюдения и рекогносцировки и в качестве демонстрации силы во всё более «секьюритизируемой» области космоса.
Как у администраций Джимми Картера, так и у Рональда Рейгана был сбалансированный набор голосов, сторонников и противников противоспутниковых возможностей. Распространение оружия в космосе широко рассматривалось Соединёнными Штатами как нежелательный результат, однако некоторые голоса утверждали, что превосходство в космосе было необходимо для противодействия советской агрессии, даже если это стоило нейтралитета космической сферы. Президентские предпочтения разделились: Картер отдавал предпочтение противоспутниковым ограничениям, а Рейган настаивал на усилении космического нападения. Соединённые Штаты уже были участником Договора1967 года по космосу, подписанного также Советским Союзом и Соединённым Королевством, который стремился ограничить милитаризацию космоса. Все стороны обязались не размещать оружие на орбите и не отправлять оружие массового уничтожения в космос, сохраняя при этом открытость и сотрудничество в научных исследованиях. Важно отметить, что Договор по космосу не устанавливал запрета на противоспутниковое оружие или любую военную деятельность на орбите Земли. Неуклонные темпы американских и советских противоспутниковых испытаний не ослабевали, причём это развитие продолжается в России, и по сей день.
Стратегическая логика, лежащая в основе противоспутниковых ударов
В прошлом даже относительно простые запуски спутников для получения изображений и наблюдения требовали многих лет интенсивного планирования и тщательного изготовления. Во время холодной войны в 1950-х годах Соединённые Штаты задумали идею космического наблюдения в рамках программы CORONA и реализовали её в 1959 году запуском «Замочной скважины-1». Точно так же Советы рассматривали в 1956 году фоторазведку из космоса как продолжение программу «Спутник» и в 1962 году успешно реализовал её, запустив «Зенит-2». Требуемый специализированный опыт был в значительной степени ограничен отдельными правительственными учреждениями, такими как Национальное разведывательное управление Соединённых Штатов или Управление космической разведки Главного разведывательного управления. В США и Великобритании цепочки поставок были объединены всего лишь несколькими утверждёнными подрядчиками в аэрокосмической отрасли. Операторы должны были пройти обширную подготовку, чтобы должным образом поддерживать орбитальную динамику и каналы связи. Неудивительно, что более высокий спрос в сочетании с искусственным дефицитом предложения в нормативно-правовой среде привёл к увеличению затрат и нормы прибыли для немногих поставщиков аэрокосмических услуг. Консолидация рынка привела к отсутствию гибкости, ограничениям в исследованиях и разработках новых аэрокосмических технологий и снижению способности промышленности реагировать на возникающие угрозы.
Развёртывание орбитальных возможностей представляло собой инвестиции в миллионы долларов в исследования, разработки, производство, поддержку и логистику. На спутники, оказавшиеся, на месте, для поддержки, технического обслуживания и на эксплуатационные расходы ежегодно требовались миллионы долларов. Противоспутниковое оружие давало возможность в одно мгновение свести на нет эти колоссальные инвестиции в ресурсы. Замена утраченных возможностей потребовала бы от месяцев до лет планирования, производства и подготовки к запуску - сроки, которые во время войны или кризиса с точки зрения эксплуатации являются разрушительными. Восстановленные объекты также должны были бороться с облаками от разрушенных предшественников. Плоскости орбит и высоты классифицируются по нескольким категориям, таким как низкая околоземная орбита, средняя околоземная орбита и геостационарная, причём до некоторых плоскостей и точек орбиты трудно добраться, при этом некоторые имеют на много большую ценность, чем другие.
Это дало государствам достаточный стимул использовать противоспутниковые средства во время кризиса. Многие возможности военного времени зависят от надлежащего функционирования орбитальных систем. Своевременное понимание того, когда и откуда запускаются ракеты во время кинетической войны, имеет решающее значение, как для стратегии обороны, так и для стратегии уничтожения противника ответным ударом. В настоящее время множество спутников, в которые страны, включая Соединённые Штаты, продолжают вкладывать значительные средства, обеспечивают возможности слежения за ракетами и раннего предупреждения. Противоспутниковое оружие служит эффективным средством противодействия таким системам. В мире, где спутникам не хватает защиты, инвестиции в наступательные ударные возможности имеют большой смысл.
Перспектива быстрого запуска
Оперативный запуск означает способность доставлять полезные грузы в космос быстро и по требованию с минимальным предварительным уведомлением или временем выполнения заказа. По сравнению с многолетними сроками, которые были нормой в течение последних нескольких десятилетий, появление запуска быстрого реагирования стало переломным моментом для доступа в космос.
Рассмотрим текущую миссию «Артемида» в качестве наглядного примера. О международном партнёрстве гражданских космических агентств совместно разрабатывающих полезные нагрузки и стартовые платформы, впервые было объявлено в 2017 году. Полагаясь на широко критикуемую ракету-носитель системы космического запуска, «Артемида I» в 2022 году, спустя полдесятилетия после первоначального утверждения, столкнулась перед запуском примерно с четырёхмесячной задержкой. Напротив, такие компании, как SpaceX, Rocket Lab, Blue Origin и другие, разработали ракеты-носители и инфраструктуру, которые позволяют заключать контракты и развёртывать полезную нагрузку в течение месяцев, а не лет. Такие организации, как Космические силы Соединённых Штатов и Подразделение оборонных инноваций, инвестируют в системы запуска тактического реагирования, которые могут вывести спутник на орбиту менее чем за 24 часа с момента получения приказа о запуске. В ответ на эти сигналы спроса, адаптивный запуск будет только ускоряться.
И Соединённые Штаты, и Китай признают огромную стратегическую ценность адаптивного запуска и активно инвестируют в него. Здесь, в Соединённых Штатах, Космические силы, Агентство космических разработок и Военно-воздушные силы выделили сотни миллионов долларов по контрактам на поддержку систем запуска быстрого реагирования. Эти контракты охватывают весь спектр задач: от разработки ракет-носителей до более совершенных видов топлива и новых механизмов запуска. Аналогичным образом, крупные государственные космические и оборонные предприятия Китая, такие как Китайская корпорация аэрокосмической науки и технологий, усердно работают над разработкой новых ракет-носителей, чтобы соответствовать лидерству США в этой важной области.
Оперативный запуск фундаментально меняет стратегические расчёты и анализ затрат и выгод, лежащие в основе инвестиций в противоспутниковые средства. Благодаря возможности быстрого запуска сменных полезных нагрузок в течение нескольких дней или недель, а не лет, большая часть асимметричного преимущества, обеспечиваемого противоспутниковым оружием, улетучивается.
Кроме того, значительно возросло количество исходных материалов, комплектующих изделий и талантливых специалистов, необходимых для проектирования, сборки и эксплуатации современных спутников обработки изображений и связи. Статус-кво времён холодной войны, при котором опыт спутниковой связи существовал только в Соединённых Штатах и Советском Союзе, закончился, о чём свидетельствуют:
-
производство оптических линз во Франции,
-
разработка радиолокационных решёток в Японии и
-
нисходящие линии связи в Австралии.
Полезная нагрузка коммерческих спутников легкодоступна, и, согласно прогнозам, в обозримом будущем она будет экспоненциально расширяться. Специализированные знания, некогда сосредоточенные в нескольких правительственных учреждениях, распространились по всему коммерческому сектору и сегодня доступны даже частным лицам.
Если новые мощности могут быть восстановлены за считанные дни, успешный противоспутниковый удар стоимостью в несколько миллионов долларов вполне может привести к незначительному снижению космических возможностей противника. В таких условиях, зачем вкладывать драгоценные ресурсы в системы «серебряной пули», которые можно использовать только один раз против цели, которую можно заменить в короткие сроки?
Сохраняющаяся опасность противоспутникового оружия
В сочетании с распространением средств оперативного запуска по всему миру повышенная сдержанность и избирательность в отношении противоспутниковых технологий согласуются как с экономической перспективой, так и с перспективой безопасности. Аналогично концепции радиоактивных осадков, применение разрушительного противоспутникового оружия приводит к образованию опасного орбитального мусора с долгосрочными последствиями. Неконтролируемое образование полей обломков в результате кинетических ударов угрожает всем космическим объектам и лишает доступа ко всем орбитальным плоскостям на многие годы вперёд. Это наносит прямой вред растущему гражданскому, коммерческому и гуманитарному использованию космоса в интересах всех стран. Действительно, возможность выхода из-под контроля событий, приводящих к образованию космического мусора, была определена как главная потенциальная угроза с конца 1970-х годов. Помимо внешних факторов, преднамеренное создание облаков обломков также сопряжено с риском причинения вреда себе, поскольку загрязняет желаемые орбитальные плоскости, необходимые самой атакующей стране.
В последние годы Соединённые Штаты неуклонно развивают свою стратегическую политику в отношении противоспутникового оружия по нескольким направлениям. Наблюдается заметный рост исследований, разработок и испытаний некинетических средств вывода из строя или уничтожения спутников, которые в значительной степени позволяют избежать образования стойкого орбитального мусора. К ним относятся методы радиоэлектронной борьбы, такие как глушение или подмена сигнала, а также технологии направленной энергии, такие как лазеры и пучки частиц.
За последнее десятилетие Соединённые Штаты, Россия и Китай продемонстрировали и внедрили различные противоспутниковые энергетические системы направленного действия. Со своей стороны, администрация Джозефа Байдена ввела исполнительный мораторий на разрушительные кинетические противоспутниковые испытания, в то же время в целом, не допустив полного запрета противоспутниковых средств. Это тщательное политическое различие свидетельствует о признании собственных обширных инвестиций Америки в передовые некинетические противоспутниковые системы и потенциальной необходимости сдерживания.
Препятствия на пути к быстрому запуску
Теоретически, если держать технологии быстрого запуска вдали от противников, можно сохранить асимметричное преимущество противоспутникового оружия. Однако на практике такие крупные конкуренты, как Китай и Россия, несмотря на экспортный контроль, уже обладают довольно впечатляющими возможностями быстрого запуска. Между тем жёсткое соблюдение сложных нормативных актов, возможно, нанесло больший ущерб конкурентоспособности американской промышленности, чем сдержало распространение ключевых технологий. В документе «Состояние космической промышленной базы 2020 года», написанном совместно Космическими силами США, Отделом оборонных инноваций и Исследовательской лабораторией ВВС, соблюдение сложных правил режима международной торговли оружием и правил экспортного контроля названо существенным препятствием инноваций в Американские космические компании.
Вместо чрезмерной зависимости от экспортного контроля более эффективный политический подход ускорил бы лидерство США в области оперативного запуска за счёт увеличения финансирования и государственно-частного партнёрства. Обретение быстрого запуска раньше конкурентов, обеспечит преимущества, как в экономической сфере, так и в сфере национальной безопасности. Экспортный контроль по-прежнему играет определённую роль, но он должен быть сбалансирован с гибкостью, чтобы стимулировать американские инновации.
Управление контроля оборонной торговли Государственного Департамента, которому поручено обеспечивать соблюдение политики экспортного контроля, активно пересматривает раздел списка боеприпасов Соединённых Штатов, регулирующий экспорт, связанный с космосом (известный как категория XV). Одновременно управление также запрашивает обширную информацию от заинтересованных сторон отрасли, чтобы лучше понять, как можно усовершенствовать правила, чтобы предотвратить распространение критически важных возможностей среди конкурентов и при этом минимизировать нагрузку на коммерческий рост.
В космосе, как и в других областях, цепляние за иллюзию сохранения монополий на технологии, в долгосрочной перспективе может оказаться контрпродуктивным. При адаптивном запуске акцент должен быть сделан на использовании внутренних самых передовых возможностей, а не на жёстком ограничении глобального доступа.
Опосредованная конкуренция в космосе
Милитаризация космоса неуклонно продолжается. Тем не менее, продолжающееся распространение возможностей быстрого запуска даёт луч надежды, когда дело доходит до уменьшения угроз от противоспутниковых ударов, создающих обломки. Обеспечивая быстрое восстановление любых выведенных из строя космических средств, адаптивный запуск подталкивает государства к разработке многоразовых некинетических систем, которые в значительной степени позволяют избежать более опасных последствий синдрома Кесслера.
Конечно, правовая и регулирующая политика - а особенно Договор по космосу - ещё не в полной мере соответствуют этим быстро развивающимся достижениям в области технологий и доктрины. Сложность задачи поиска баланса между обеспечением экономического роста и сохранением преимуществ национальной безопасности в космосе будет сохраняться. Обладая прагматичной перспективой и достаточной дальновидностью, политики смогут разработать решения, которые позволят человечеству извлечь выгоду из открывающегося космического пространства, одновременно смягчая наиболее разрушительные проявления неизбежной конкуренции.
Ритвик Гупта - аспирант кафедры компьютерного зрения Калифорнийского университета в Беркли, сотрудник исследовательской лаборатории искусственного интеллекта в Беркли и научный сотрудник Лаборатории рисков и безопасности в Беркли. Он занимает должность заместителя технического директора по автономии в подразделении оборонных инноваций.
Высказанные мнения не являются официальной позицией Министерства обороны или правительства США.
Эндрю У. Редди - доцент кафедры государственной политики Калифорнийского университета в Беркли, Школа государственной политики Голдмана, основатель и директор факультетской Лаборатории рисков и безопасности Беркли.
Источник: https://warontherocks.com/
Фото: Военно-морской флот США
В. Вандерер
Публикации, размещаемые на сайте, отражают личную точку зрения авторов.
dostoinstvo2017.ru
Комментариев пока нет