Дата публикации: 26.02.2019
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Одним из аргументов обоснования необходимости реформирования пенсионной системы, причём неотложность этой реформы, выдвигался большой объём субсидирования Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), при этом делался прогноз, что в ближайшее время государство будет не в состоянии поддерживать такие объёмы софинансирования пенсионной системы. Т.к. наша пенсионная система работает по принципу солидарности, то для поддержания заданного уровня обеспечения сегодняшних пенсионеров, необходимо знать, количество трудоспособных граждан на данный момент и размер их заработной платы. Т.е. объем ПФР это часть фонда оплаты труда (ФОТ). Для определения расходов ПФР необходимо знать размер пенсии и количество пенсионеров в стране, таким образом, если средств ФОТ для обеспечения пенсионеров не будет хватать, то возникнет необходимость субсидирования, именно этой проблемой и обосновывается необходимость реформирования. Понятно, что значения показателей определяющих движение средств ПФР должны согласовываться.
Чтобы убедиться, на сколько ПФР обеспечен средствами работающих граждан и кокой объём субсидий государства необходим, мы и попытались сравнить субсидии государства, выплаты пенсионерам и поступления из ФОТ. Информация о средней пенсии по стране, числе пенсионеров и количество лиц у которых формируются пенсионные накопления, размещена на сайте ПФР. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) сообщает о средней заработной плате, поэтому с учетом информации ПФР можно получить объем ФОТ, таким образом, на обоих сайтах размещен достаточный объём информации для расчета движения средств фонда.
ПОПЫТКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА УРОВНЕ ДЕПУТАТОВ
Сравнения показали, что данные сайтов не согласованны, мы уже сообщали 03.10.2018 об этом. Чтобы разобраться в проблеме, 23.10.2018 был направлен запрос депутатам Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.
Ответы, полученные от депутатов, не содержали информации по существу заданного вопроса, о чём мы так же сообщали 19.12.2018 года.
Стремясь получить разъяснения по выявленным противоречиям данных, мы пришли к выводу, что отправлять запрос каждому ведомству в отдельности, не совсем правильно, т.к. они уже не согласовали данные, возможно это связанно с разными регламентами обработки и публикации информации.
Поэтому мы решили, что непредвзятый и обобщённый ответ можно получить у вышестоящей организации, в администрации президента Российской Федерации.
ВТОРАЯ ПОПЫТКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА УРОВНЕ ПРЕЗИДЕНТА
Следуя избранной логике, мы направили 27.12.2018 запрос президенту Путину В.В., который был переадресован 28.12.2018 в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда) и в Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития).
Логика переадресации понятна, т.к. эти ведомства являются головными для ПФР и Росстата, но в этом случае администрация пришла к тому же положению, от которого мы стремились уйти, т.е. каждое ведомство будет отвечать только на свою часть вопроса и возможно, что не объяснит причину противоречия информации размещенной на сайтах.
Как и ожидалось, ответы, полученные от Росстата и ПФР, касались только по той часть вопроса, которая затрагивала информацию, размещенную на собственных интернет - ресурсах, но заданный вопрос остался без внимания государственных структур.
По поводу переписки возникли новые вопросы: «наши государственные организации, хоть как-то взаимодействуют друг с другом, знают о существовании других ведомств и их интернет – ресурсов»?
Из полученных ответов видно, что исполнители не потрудились внимательно прочитать документ и посмотреть на сайт второй организации.
ЧТО НАМ ОТВЕТИЛИ И КАК ЭТО ПОНИМАТЬ
Что же нам ответили ведомства, куда администрация президента перенаправила запрос.
Ответ Минэкономразвития, это юридическая справка о статусе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики. Министерство даже не попытались сформулировать ответ, очевидно давая понять, что наш запрос перенаправлен в Росстат и Минтруда, и это их задача отвечать по существу.
Попытка Федеральной службы государственной статистики сформулировать ответ.
Росстат попытался ответить по существу. Ведомство подтвердило, что в 2017 году на счета в ПФР было зачислено 4481,9 млрд. руб., это соответствует данным предоставленным фондом в Росстат по форме федерального статистического наблюдения № 9-Ф «Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской федерации». Дополнительно Росстат сообщил, что в указанном году фонд начисленной заработной платы составил (фонд оплаты труда) 20820,6 млрд. рублей и из этой суммы были удержаны налоги, в том числе сделаны отчисления в ПФР.
Самая интересная цифра, сообщённая в ответе, это среднесписочная численность работников организаций = 44,3 млн. человек. Среднесписочная численность, очевидно, это все кто зарегистрирован работодателем и на них формируется фонд оплаты труда. С учетом приведенной информации Росстат обосновывает размер средней заработной платы = 39167,0 рублей. Таким образом, основные цифры нашего запроса были подтверждены Росстатом. На этом содержательная часть ответа закончилась.
Попытка Пенсионного фонда Российской Федерации сформулировать ответ.
Пенсионный фонд так же не ответил полностью, но подтвердил некоторые цифры запроса. Так на 01.01.2018 года 43,5 млн. человек (без учета «военных» пенсионеров) получали пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, в их числе получателей страховой пенсии 39,8 млн. человек.
Дальше начались странности, нам сообщили, что в бюджет ПФР на 2018 год спрогнозирован доход 8300 млрд. руб., и расход на социальные выплаты в сумме 8100 млрд. руб., из них средства федерального бюджета порядка 3300 млрд. руб., в том числе финансирование страховых пенсий составляет более 6700 млрд. рублей. Интерес представляют расход на социальные выплаты, т.к. если сравнить данные на 2017 год, то по этой строке значится сумма 488 млрд. рублей, что в 16,6 раза меньше сообщённого значения. Можно допустить, что чиновник, составлявший ответ, перепутал термины и это не расход на социальные выплаты, а просто расходы фонда, которые в проблемном году составили 8319,5 млрд. руб., но тогда возникает другой вопрос, нам говорят, что расходы на выплату пенсий растут, а тут снижение на 291, млрд. рублей. Так же фонд сообщил, что к 2019 году на одного работающего придётся 2 пенсионера, налицо сокращение этого показателя, т.к. в 1970 году это значение было 3,7, это происходит, потому-что каждый год убыль трудоспособного населения составляет 0,4 млн. человека.
В общем, это и вся информация, которая относится к существу запроса поданного в администрацию президента, т.е. исполнители, кому, по сути, президент поручил разобраться и ответить, не исполнили данное задание.
Попытка Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации сформулировать ответ.
Большая часть ответа Министерства посвящена юридическим основам деятельности ПФР и Росстата, а так же стандартам статистической отчетности.
Не меньшая часть ответа посвящена солидарному принципу пенсионной системы. Министерство обосновывает необходимость повышения пенсионного возраста, риском сокращения трудоспособного населения.
По существу вопроса, но только по другому периоду, министерство повторило ответ ПФР, приведены плановые показатели на 2019, при этом терминология обоих ведомств совпадает. Из ответа министерства и ПФР можно заключит, что на этот год запланирован рост дохода Пенсионного фонда на 3,61%, расходы на социальные выплаты (сравниваем показатели согласно терминологии используемой в ответах на запрос) возрастут на 4,94%.
По части вопроса, которая относится к Росстату, министерство привело значение средней заработной платы на 2018 год, и здесь тоже годовой рост на 8,11%, что значительно выше инфляции 4,3%.
Но данные Минтруда добавили проблем, т.к. сравнение данных приведенных в его ответе и в ответе ПФР приводят к новым вопросам. По данным Минтруда средняя заработная плата в 2018 году = 42345 руб., по данным фонда на социальные выплаты потрачено 8100 млрд. руб., из них средств федерального бюджета 3300 млрд. руб., с учетом убыль трудоспособного населения, в фонд должно поступить 4907,7 млрд. рублей. То есть с учетом данных приведенных в ответах, получается, что доходы ПФР должны составить 8207,6 млрд. руб., но в ответе приводится сумма 8300 млрд. руб., в связи, с чем возникает простой вопрос: «как чиновники общаются между собой»? От Минтруда можно было ожидать согласованных данных, т.к. он формировал ответ после своих подведомственных организаций, во всяком случае, исходящий документ зарегистрирован позже.
Как прикажите понимать полученные ответы?
Тем не менее, из предоставленной информации можно попытаться сформулировать ответ, если в ней нет новых противоречий, хотя неточности уже видны, и всё же.
По данным Росстата ФОТ = 20820,6 млрд. руб., с учетом ставки отчисления в ПФР = 22% получаем, что в фонд отправлено 4580,5 млрд. руб., а на сайте фонда сообщается о 4481,9 млрд. руб., разница 98,6 млрд. руб. - мелочь по сравнению с триллионами.
Для расчета средней заработной платы Росстат сообщает, что среднесписочная численность работников организаций равна 44,3 млн. человек, т.е. работодатель, выплатил им заработную плату и сообщил о них в инспекцию и фонды. Снова обращаемся к сайту ПФР, а там число лиц, у которых формируются пенсионные накопления = 76,7 млн. человек, очевидно фонд получил эту численность, из отчетности работодателя и отчислений из ФОТ. Чтобы проверить какая из цифр отражает действительность, не уточняя терминологию, обратим внимание на другой показатель в ответе ПФР, это отношение трудоспособного населения (кто пополняет пенсионный фонд) и пенсионеров (кто получает из фонда). Об этом отношении фонд сообщает, что в 2019 году этот показатель будет равен 2, предположим, что с 2017 года показатель не изменился, не будем учитывать ежегодное сокращение трудоспособного населения. Тогда, с учетом, данным самого Росстата число работающих 44,3 млн. человек, а получающих выплаты из ПФР 43,5 млн. человек (без учета «военных» пенсионеров), получаем соотношение 1,018. Если брать данные сайта ПФР, то соотношение = 1,76, что не сходится с данными приведенными ПФР в ответе, но зато близко к значению, сообщённому вице-премьером Татьяной Голиковой. В другом интервью того же вице-премьера прозвучала цифра 1,2, если предположим, что в Росстате перепутали данные, а ПФР сообщил правильное число пенсионеров, тогда число трудоспособных = 52,2 млн. человек. Если Росстат сообщает верное значение средней заработной платы, тогда начисления по фонду оплаты труда составит 24534,21 млрд. руб., и на счета ПФР должно поступить 5397,26 млрд. руб., что на 915,63 млрд. руб. больше суммы объявленной на сайте фонда и подтверждённой Росстатом в ответе. Но если взять за основу соотношение = 2, приведённое ПФР, то работающих будет 87 млн. человек и тогда фонд оплаты труда составит 37600,32 млрд. руб., а отчисления в ПФР 8272 млрд. руб., что превышает значение, приведенное на сайте на 3790,17 млрд. руб..
Ответы создают больше вопросов.
Сравнивая данные ПФР и Росстата, получаем, что некоторая сумма в процессе зачисления на счета ПФР, всё же растворяется, даже по данным Росстата разница отчислений из ФОТ и зачисления на счета ПФР составляет 98,6 млрд. рублей. Приведённые в ответах ведомств данные дают основание полагать, что разница ещё большая, чем та которую мы вычислили, получается, что ответы ПФР и Росстата не прояснили ситуацию, а добавили вопросов. Можно так же предположить, исходя из путаницы в терминах, что ответ был составлен небрежно, и путаница касалась не только терминов, но данных и периодов, ответ Минтруда усиливает эти подозрения. Ответы ведомств полностью соответствуют одному из правил дискуссии, если тема не удобна, то - «уклоняйтесь от неудобных вопросов, давайте информацию по теме, но не связанную напрямую с вопросом».
Полученные ответы не прояснили существа вопроса, информация не полная, путанная, ведомства перескакивают с период на период, из этого можно строить предположения и догадки, но насколько они соответствуют действительности. Вполне возможно, что ведомства ответили правильно, но тогда получается что на сайтах путаница, мы же и указываем на это, поэтому и возникли вопросы.
Возможно в запросах, мы не акцентировали внимание ведомств на одной проблеме, и ведомства усмотрели в документе другие, более актуальные темы, поэтому мы направим новый запрос в администрацию президента с одним вопросом: «ПОЧЕМУ ДАННЫЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА САЙТАХ НЕ СОГЛАСОВАННЫ, ЧТО ЭТО, ХАЛАТНОСТЬ ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЁ»?
dostoinstvo2017.ru